Виктория Дагбаева
Из опыта работы «Эффективные формы взаимодействия с родителями»
Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Совместные мероприятия, такие как, физкультурные занятия, досуги, праздники, проекты в детском саду являются эффективной формой общения, устанавливают теплые, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, родителями и детьми, а также дают возможность содержательного взаимодействия между детьми и взрослыми.
Публикация «Из опыта работы „Эффективные формы взаимодействия с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В нашем ДОУ педагоги ориентируются на поиск новых форм и технологий, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. В связи с этим, пересмотрены организация и содержание совместных мероприятий, активизирована роль родителей – из категории зрителей в категорию активных участников. Поставлена общая цель, предусматривающая создание условий для полноценного развития детей, единые подходы к формированию здорового образа жизни.
Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка строится на принципах:
- участие и открытость – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному и сознательному выполнению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-взрослых отношений;
- сознательности и активности – сознательное отношение участников к заданиям, повышающее уровень их освоения и воспитывающее самостоятельность и инициативность;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье - требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников;
- системности и последовательности работы – последовательное усложнение содержания, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;
- гуманизации - предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья».
Хорошей традицией нашего детского сада стало проведение совместных праздников: праздники, посвященные Дню Защитника Отечества («А, ну-ка, парни», «Вместе с папой», «Мы растем достойной сменой»); День семьи («Папа, мама, я – отличная семья», «Счастливы вместе»). Совместные мероприятия с папами доставляют большую радость детям. Папы с детьми соревнуются в ловкости, смекалке, участвуют в играх и конкурсах. Ребенок гордится своим папой, повышается родительский авторитет, ценность семейных отношений. Взрослые и дети учатся лучше понимать друг друга, воспитывается чувство взаимопомощи. Дети видят положительный пример общения и отдыха.
Планирование совместных мероприятий идет с учетом запросов семьи. Сценарий досуга с родителями «Счастливы вместе» был создан по желанию детей, не имеющих пап, проект «Игры поколений» как ответ родителей на вопрос своих детей «В какие игры вы играли в детстве?», проект «Наши ножки» по запросу родителей.
Проектная деятельность является одной из эффективных технологий, позволяющая создать единое образовательное пространство для активного многофункционального взаимодействия семьи и ДОУ в гармоничном развитии ребенка. Были разработаны и реализованы проекты: «Наши ножки» во 2 младшей группе по профилактике плоскостопия, «Игры поколений» по обучению детей дворовым играм, «Играют дети – играем вместе» по гармонизации детско-родительских отношений.
Как показывает практика, проводимые совместные мероприятия в ДОУ способствуют гармонизации отношений, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт всех участников образовательного процесса. Родители с удовольствием идут на контакт, выражают свое желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям видеть успехи и проблемы своего ребенка, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами.
Эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателей и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное — родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». В подтверждении высказывания педагога – классика я вижу положительный итог планомерной работы : сближение родителей с детьми, обогащение отношений между ними через эмоциональное общение, появление у них потребности в содержательном досуге, а также необходимость продолжать поиск новых эффективных форм сотрудничества с семьей для воспитания и развития здоровых, активных, счастливых и успешных детей.