Татьяна омельченко
Из опыта работы «Взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы : «Взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
(слайд №1 Тема) В настоящее время, как никогда, возникла необходимость патриотического воспитания детей. (Слайд № 2 с понятиями: патриотизм, патриотическое воспитание).Так как в последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» и гаджетов в детские души вторгаются западные приоритеты, нормой жизни становится уклонение от службы в армии. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
Публикация «Из опыта работы „Взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2019
И поэтому решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. относится к родителям как партнерам. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках патриотического воспитания дошкольников. (Слайд №3 схема с блоками). В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический. Каждый блок имеет свои цели и формы реализации.
Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав и проанализировав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями, как: (слайд №4 фото)
– общие и групповые родительские собрания –ведь это постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Следуя правилу «услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, записанное – на 40%, проделанное – на 70%», включаем в собрания фрагменты образовательной деятельности с детьми, игры с родителями, совместные игры-упражнения родителей и детей, приглашаем на собрания педагогов дополнительного образования. Т. е. родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками данной встречи. К собраниям организуются выставки детских рисунков, фотовыставки, записываются высказывания детей и пр. – всё это привлекает внимание родителей, они видят заинтересованность педагогов детского сада в их участии и отвечают взаимностью.
– Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и подготовительным этапом к проведению например родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.
– Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны:
- (слайд№5) Всем известно, что чувство Родины ….Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением.
Для установление более тесной взаимосвязи в семьях мы проводим такую работу как совместная семейная деятельность по изготовлению коллажа «Семейное генеалогическое древо», «фамильное дерево», «Любимое занятие нашей семьи» (слайд№6) Дети на образовательной деятельности изготавливают семейные или фамильные деревья, а дома с родителями подбирают фотографии и заканчивают работу. Затем приносят в детский сад где оформляется выставка и после работа помещается в портфолио ребенка. Или наоборот дома подбирают фотографии размещают на листу бумаги, а в д. с. ребенок дорисовывает картинку. Также семьи принимают участие в конкурсах «Создание герба, флага, гимна семьи», в фотовыставках «Самые близкие и родные», составление рассказов «История нашей фамилии». Наши родители участвуют в благоустройстве детского сада (слайд №7). И что бы поднять авторитет родителей в глазах детей педагоги доу рассказывают, чем прославились в нашем селе, в детском саду родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы посадили цветы, сшили одежду для кукол. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей.
В дошкольном возрасте детей привлекают любые новые и необычные знания. Поэтому мы проводим экскурсии-знакомства с профессиями родителей: водим детей на почту, в магазин, в школу, инкубатор. Мамы-экскурсоводы с увлечением рассказывают о своей работе. Эти встречи воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие.
(слайд№8) В своей работе большое внимание уделяем культурному наследию нашего народа. При помощи родителей знакомим детей с русскими обрядовыми праздниками. Ежегодно совместно проводим согласно всем традициям такие праздники как «Широкая масленица» и «Рождественские посиделки». Вместе с родителями знакомили детей с бытом и традициями русского народа. Дети из глины вылепливают дымковскую игрушку, или делают из папье маше посуду и совместно с родителями расписывают ее.
Несколько лет назад в детском саду был создан музей «Русская изба» (слайд №9). Идея создания принадлежит педагогам, а оформление, конечно, было общим делом как сотрудников ДОУ, так и родителей. Большая часть экспонатов музея подарена родителями, часть из них – подлинники, а часть изготовлена силами родителями. И по сей день музей пополняется новыми экспонатами. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей «Русская изба» очень любима нашими детьми.
При рассматривании вопросов патриотического воспитания следует исходить из того, что не только каждый народ имеет свою уникальность, неповторимую культуру, но и каждый регион, область, город, деревня имеет свои особенности. (Слайд№10) Для того чтобы не только дети но и родители обратили внимание на свою малую родину. Родителями для обогащения предметно- пространственной среды группы был изготовлен макет села. Родители провели презентацию природа родного края. Традиционно каждый год к празднику осени проходит выставка овощей.
(слайд №11) Расширить представление о России нам так же помогают родители, а точнее семейные путешествия по стране во время отпуска.
Итоги таких поездок и экскурсий были выражены в фотовыставках и семейных рисунках: «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городами России», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные». Так же были организованы выставки предметов привезенных с отпуска: ракушек, камней, гербария.
(слайд №12) В целях патриотического воспитания детей дошкольного возраста, поддержания преемственности поколений, формирования у детей понимания таких понятий как Родина, герой, подвиг, и в рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, мы приглашали родителей, которые рассказывали о своих предках, воевавших на войне. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. Также посещаем памятник Солдату ВОВ, Каждый ребёнок приносит из дома цветок, и возлагает его к памятнику Воину-освободителю. Дети при стечении людей читают стихи о войне, поют патриотические песни, фотографируются.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить, что все получится.
Реализация данной системы работы ДОУ по взаимодействию с семьёй дала определё нный результат: родители стали активными участниками воспитательно -образовательного процесса, верными помощниками и единомышленниками педагогов.