Наталья Шестакова
Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к малой Родине. Формы работы с детьми
▼ Скачать
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в группе проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. И основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своей малой родине на основе разнообразия форм работы.
В своей деятельности с детьми использовала такие формы работы :
Беседы: чтение художественной литературы, сказки.
Публикация «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к малой Родине, Формы работы с детьми» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Русский фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Русский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер нашего народа. Мужественный, сильный, суровый – по легендам. Хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Много читаем русских народных сказок – как неотъемлемое нравственно-патриотического воспитания.
Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
Просмотр и анализ мультфильмов и сказок по нравственно-патриотическому воспитанию.
Проведение занятий. Были разработаны конспекты и проведены ряд занятий «Летят перелётные птицы в родные края», «Ромашка – символ русской природы», «Берёза – символ России», «Достопримечательности родного Благовещенска», «Улицы нашего города», «Путешествие в Дымково» и др. В результате таких занятий возрастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашем городе и области дети получают на таких занятиях как «Откуда хлеб пришел», «Профессии моих родителей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям, населяющим наш амурский край. Такие занятия, проведенные с детьми как, беседы «С чего начинается родина», «Блокада Ленинграда», инсценировка «Пусть мой район будет чист» пробуждают у воспитанников гордость за свой родной край.
Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое.
Целевые экскурсии в магазин, школу, на почту, школьный стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
Экскурсии – живые впечатления. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», можно построить свою работу с детьми в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, любоваться красотой города, узнавать много нового о нем, учить беречь и любить свою малую Родину.
Расширить знания о родном крае помогла экскурсия в краеведческий музей. Музейный работник познакомила детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта. Из беседы дети узнали, что такое ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар, познакомились со старинными предметами быта. В другом зале дети увидели разнообразие фауны нашего края. Дети с восторгом разглядывали зайцев, лосей, медведей, птиц, лис и других животных нашего края. Расспрашивали о незнакомых насекомых, рыб.
Так организованные экскурсии в библиотеку, Амурский кукольный театр позволили познакомить ребят с культурной жизнью нашего города, профессией библиотекаря, кукловода, костюмера, актера, гардеробщика.
В рамках программы по региональному компоненту, мы с детьми посетили палеонтологический музей «Затерянный мир. Основой музейной экспозиции служат уникальные находки из местонахождений Амурской области: трехметровая задняя конечность молодого амурозавра, зубные кости утконосых растительноядных динозавров, хвостовые, шейные и туловищные позвонки, ребра шлемоголовых амурозавра и олоротитана, плоскоголового керберозавра, зауроподного динозавра - архаравии и другие редкие находки.
Следующая экскурсия у нас была в музей пожарной охраны. Это не просто музей, где собрана коллекция предметов, посвященных нелегкой работе пожарных. Музей Центра противопожарной пропаганды — это наглядное пособие. Здесь можно найти сложные экспозиции, созданные для демонстрации страшных пожаров, личные коллекции сотрудников МЧС, образцы пожарной техники, экспонаты, которые рассказывают об истории пожарного дела. В выставочных залах представлены история и современность пожарной охраны. Детям рассказали о нелегкой и героической работе пожарных-спасателей.
Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы. На следующей нашей экскурсии мы побывали в эколого-биологическом центре.
Возвращаясь на автобусе с экскурсий в детский сад по пути мы наблюдали, за значимыми объектами: ветеринарная аптека, почта, детская поликлиника, собор Ксении Петербургской, новые жилые микрорайоны и др. Ребята с удовольствием рассказали об их назначении.
Совместная экскурсия с родителя на аллею славы, показала воспитанникам важность уважать ветеранов войны, гордится своей страной и ее героями.
В качестве после экскурсионной работы, направленной на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочнение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии я проводила с детьми беседы. Также свои впечатления об экскурсиях воспитанники оставляли в своих рисунках, аппликациях, лепке и конструировании.
Путешествия на занятиях. Свои путешествия по городу мы продолжали на занятиях, которые были бы взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Это способствует активизации познавательной активности, развитию мышления. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями все занятия нужно проводить в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; что есть в нашем городе (улицы, дома и др.); город в котором мы живем.
Одной из форм работы, стали «Экскурсии в прошлое». На таких экскурсиях с детьми я провожу рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов об историческом прошлом города Благовещенска. Мы оформили фотоальбом «Мой город – в прошлом и настоящем». Это помогает понять детям, как со временем меняются облик города, и формирует патриотические чувства.
Природоохранная деятельность. На территории нашего детского сада и микрорайона, растительный мир разнообразен, так как по близости много разновидностей деревьев, кустарников, в летнее время посажено большое количество клуб с разными видами цветов. На протяжении всего года мы организуем с детьми целевые прогулки, наблюдения, Дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон. прогулки позволяют донести разнообразную информацию о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире. Практическое взаимодействие с живой природой нельзя заменить или восполнить – только в наблюдениях дети приобретают навыки правильного поведения в природе, я учу детей действительно соблюдать правила посещения парков, леса. Обращаю внимание детей, что, к сожалению люди, порой бездушны к природе, что бросается в глаза даже детям: мусор, сломанные ветки на деревьях, мойка машин в реке и пр. всё это видят и оценивают наши дети. Так рождаются у нас природоохранные акции: «Ёлочка-зелёная иголочка», «Берегите лес от пожара», «Накормите птиц зимой», «Посадим деревце» напоминающие о правилах поведения в природе. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями на огороде, цветами, «лечат» сломанную веточку и т. д., а также наблюдают за трудом взрослых в природе. На территории детского сада дети имеют возможность наблюдать за разными птицами, белочками, жучками, за деревьями, цветами и тех которые входят в Красную книгу. Ребята не забывают и про кормушки, наполняют их различными семенами.
В группе собран богатый природный материал и гербарий, коллекция камней, почв. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразие мира птиц. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Амурской области.
Использование игр для закрепления знаний и впечатлений. Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Для игр приобрели открытки, иллюстрации, подобрали фотографии и самостоятельно изготовили игры, например: «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Мой город», «Собери герб, флаг», «Достопримечательности города» и др. Дети играют с большим удовольствием, закрепляют знания о городе, его достопримечательностях. Проводимые мною дидактические игры на материале фольклора «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое. Живой интерес вызвали у детей русские народные сказки, их инсценировки.
Особенный восторг и интерес у детей вызывают народные подвижные игры нравственно-патриотического характера. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т. д.
2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа. "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражают повседневные занятия наших предков. "Горшки", "Башмачник", "Лапти", "Поясок», «Кузнецы» и т. д.
3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Иры: "Горелки", "Жмурки", "Ловишка", "Растяпа", "Краски" и др. Эти игры способствовуют укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.
4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Взятие снежной крепости", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Вытолкни за круг". Эти игры очень нравились детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.
Продуктивные виды деятельности. Полученные знания и впечатления в результате занятий, бесед, экскурсий дети отражают в продуктивной творческой деятельности, которая включает рисование, аппликацию, лепку, ручной труд. Так вместе с детьми были созданы композиции, рисунки, поделки: «Наш город», «Мой дворик», «Аллея славы», «Памятные места» и др. Кроме того, у детей формируется чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других детей. Гуляя летом на улице мы с ребятами наблюдали за птицами, рассматривали одуванчики. Развивая тем самым у детей любовь к природе, животным. После наблюдения мы изобразили в своих рисунках.
Развлечения и праздники. Ярким событием для детей являются праздники и развлечения. В нашей группе есть свои традиции и праздники, такие как «День именинника», «Бабушкины посиделки», которые помогают нам создать дружеские отношения с семьями детей. Так же проводим праздники «День птиц», «День экологии», «День помощи природе города», «День Победы», «Военно-спортивные соревнования» и др., в которых семья становится активным помощником и партнером. Знакомим с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленице мы играем в народные игры, водим хороводы, печь блины и сжигаем чучело. На праздники водим в одежду элементы праздника: платки, бусы из баранок, маски. У детей всегда остается очень много незабываемых впечатлений после такого праздника.
Использование регионального компонента.
Все мы знаем, что дети слабо знакомы с растительным и животным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы узнают и называют птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим я старалась показать детям особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет. Пройдя курсы в ГАУ ДПО «АмИРО» «Реализация регионального компонента дошкольного образования в практике работы образования» и набравшись опыта, я использую новые формы работы с детьми. Оформлены экологические альбомы: «Гербарий листьев деревьев и кустарников Амурской области», «Дары природы», «Кора деревьев нашего края».
Во время бесед закрепляли, какие птицы и животные проживают у нас в Амурской области и какие встречаются в нашем городе. Дети расширяли знания о животных и птицах нашего региона, изготовили «Книжки-малышки» о правилах поведения в природе для малышей. Ребята знакомились с Красной книгой Амурской области, после знакомства мы изготовили с детьми книжку-самоделку «Красная книга Амурской области».
Но самое главное это приобщение дошкольников к творчеству писателей родного края включает знакомство с доступными детям фактами биографии, наиболее ярко характеризующими их творчество. Была организована с амурским писателем Козловой Марией Александровной встреча в детском саду, где писательница подробно рассказала о своем творчестве, познакомила с новыми книгами, подарила детям для чтения в группе. Наши дети гордятся личным знакомством с настоящими писателями. В детском саду собраны все книги, поэтические сборники наших местных авторов. Дети с удовольствием заучивают стихи о нашем крае. В календарном планировании я один раз в неделю включаю чтение художественной литературы писателей Амурской области. В художественном творчестве мы рассматривали фотографии наших амурских лотосах, дети рассказывали, кто видел эту красоту на озерах. Изготовили поделки «Амурские лотосы», «Аисты в гнезде».
Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Самое значимое было – это проведение тематического праздника в детском саду «Казачий переполох», где я сама играла роль казачки. Мы оформили зал, пригласили представителей казачьего общества города Благовещенска. Казаки рассказали об истории казачьей жизни, показали фотографии, знамя казачьей дружины, кубки, которыми были награждены наши казаки за победы в различных соревнованиях и смотрах. Дети с удовольствием примеряли казачьи фуражки, держали в руках настоящие казачьи нагайки, участвовали в играх, пели и танцевали казачьи песни. Провели игру «Наряди казачку и казака» - девочка и мальчик одевают кукол и называют элементы казачьей одежды. Хочу отметить, как активно участвовали родители в организации праздника, изготовили детям костюмы и атрибуты, даже приобрели напрокат шашки и шапки.
Фотовыставки, выставки рисунков. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Достопримечательности нашего города», «Праздник в городе», «Животные нашего леса», «Наша улица», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой край», «Мой любимый домашний питомец», «Флаг России», «Мой папа служил в Армии», «Чем богат наш край», «В Первомайском парке» и др.
В детском саду прошла выставка детский рисунков «Пусть всегда будет солнце». Каждый ребенок нарисовал то, что хочет пожелать людям всего мира, своей семье, то, что он считает самым главным в жизни. В своих рисунках дети выразили протест против войны.
Участие в конкурсах. В группе активизирую детей и родителей к участию в различных мероприятиях: выставках, конкурсах, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», Дню Победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики; нравственно-патриотического характера : конкурс на лучшую масленичную куклу «Красна Масленица», «Профессия отца глазами ребёнка», «Стоит на страже Родины солдат», «Библиотека русских народных сказок», «Я и моя семья», «Русская сказка», «Символы России», «Слава Армии Российской, самой мирной на земле!», «Семья глазами ребёнка», «В этот день Победы…», «Профессии родителей» и др. Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся!», «Пушкинский день». Творческий конкурс семейного творчества «Символ года 2024 - Дракоша», «Каждой птичке по домику» «Дары осени», «Вечный огонь».