ирина мохова
Тематический контроль «Развитие речевых способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ….
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
«Развитие речевых способностей у детей»
Цель проверки: выполнение программы МБДОУ ДС КВ № 39 «Золушка» Дата проверки___
Вопросы контроля Методы контроля Содержание контроля
ЗУН детей Наблюдение педпроцесса (просмотр и анализ деятельности, общение детей в процессе самостоятельной и игровой деятельности)
Беседа
Выявление уровня усвоения детьми программы
Публикация «Тематический контроль „Развитие речевых способностей у детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Освоение основных умений речевого общения в игровой и самостоятельной деятельности.
Владение терминологией и речевым выражением способов действий
Использование знаний и умений для решения проблемных практических и игровых задач.
Планирование работы с детьми Анализ плана воспитательно-образовательной работы Наличие системы в работе, эффективность планирования по всем компонентам речи.
Взаимосвязь с другими видами деятельности
Создание условий Изучение предметной развивающей среды (центров речевого развития) Наличие оборудования, методического обеспечения, целесообразность их размещения. Анализ предметно – развивающей речевой среды в группах (компетентность педагога при ее создании, умение обогащать и видоизменять. Анализ самообразования педагога.)
ЗУН воспитателей Собеседование
Наблюдение педпроцесса
Решение кроссвордов по терминологии Владение методикой развития речи у дошкольников, анализ проведения НОД.
Использование терминологии и речевых выражений способов детей
Владение современными методами и приемами (использование предметно - игровых и практических задач и др.)
Работа с родителями Анализ документации, наглядной педпропоганды, анкетирование. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме
Знания, умения и навыки детей
Проверку проводил___ Дата проведения___ Группа___
Ф. И.
ребенка Вопросы
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
Знания, умения и навыки детей
Определение уровня развития речевых способностей детей младшей группы.
Проверку проводил___ Дата проведения___ Группа___
Ф. И.
ребенка Компоненты речи
Лексика -грамматика
Импрессивной речи Экспрессивная речь
лексика грамматика Связная речь
Выводы:
Знания, умения и навыки детей
Определение уровня развития речевых способностей детей средней группы.
Проверку проводил___ Дата проведения___ Группа___
Ф. И.
ребенка Компоненты речи
лексика грамматика семантика Связная речь
Выводы:
Знания, умения и навыки детей
Определение уровня развития речевых способностей детей старшей группы.
Проверку проводил___ Дата проведения___ Группа___
Ф. И.
ребенка Компоненты речи
лексика грамматика семантика Связная речь
Выводы:
Знания, умения и навыки детей.
Определение уровня развития речевых способностей детей подготовительной группы.
Воспитатели:___
Проверку проводил___ Дата проведения___ Группа___
Ф. И.
ребенка Компоненты речи
Выводы:
Знания, умения и навыки детей.
Определение уровня развития речевых способностей детей подготовительной группы.
Воспитатели: ___
Проверку проводил___ Дата проведения___ Группа___
Ф. И.
ребенка Компоненты речи
Выводы:
Планирование работы с детьми
Проверку проводил___ Дата проведения___ Группа___
Формы организации учебно-воспитательного процесса Утро Прогулка Вторая половина
дня Выводы
НОД по речевому развитию.
Подгрупповая работа с детьми
Взаимосвязь с другими видами деятельности
Индивидуальная работа с детьми
Дидактические и речевые игры, упражнения, развивающие игры.
Досуги познавательного и коммуникативно-речевого направления
Работа с родителями
Использование картотек по коммуникативному и речевому направлению.
Использование материалов речевого уголка
Выводы:
Карта профессионального педагогического мастерства. (Самооценка).
Проверку проводил___ Дата проведения___
Ф. И. О.
воспитателя Вопросы
Примечания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
А Б В Г
Уважаемые педагоги!
Большая просьба ответить на вопросы и оценить свою деятельность по коммуникативному (речевому) развитию по 5 (пяти) бальной системе.
Критерии самооценки (вопросы) :
1. Знание программных целей и задач работы по речевому (коммуникативному)направлению.
2. Знание содержания методики раздела по своей возрастной группе.
3. Знание методов и приемов работы по речевому направлению и их применение в работе.
4. Умение диагностировать ЗУН детей по коммуникативному направлению. Владение мониторингом.
5. Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка своей группы.
6. Культура речи педагога. (точность и ясность выражения мыслей, образность речи, выразительность).
7. Умение правильно организовать развивающую среду в данном направлении.
8. Умение использовать материалы развивающей среды в работе с детьми.
9. Взаимодействие с родителями (проведение бесед, консультаций, тематических собраний, практикумов, открытой деятельности).
10. Методическая работа:
* 10 А Подготовка консультаций
* 10 Б Показ открытых мероприятий для педагогов
* 10 В для родителей
* 10 Г Выступления на пед. советах, практикумах…
11. Планирование деятельности
12. Перечислите вопросы, вызывающие затруднения и трудности в работе по направлению «Речевое развитие».
Обязательно составляется справка по результатам контроля, по результатам просмотров НОД по данному направлению (конечно же в свободной форме). Вариант их написания представлен ниже. Результаты обязательно обсуждаются в кругу педагогов, предшествуя рефлексию каждого педагога. Некоторые замечания и рекомендации можно высказать лично. Обязательно проводится конкурс речевых уголков (критерии и материалы представлены ниже). По желанию материалы можно пересмотреть и переработать под свои условия работы и под контенгент детей, посещающих ДоУ.
Справка по результатам
тематического контроля.
«Развитие речевых способностей у детей дошкольного возраста».
Область «Речевое развитие».
1. Организация предметно-развивающей среды в группах отвечает Федеральным государственным стандартам и обеспечивает реализацию основной общеобразовательной программы для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования. Принципы построения развивающей среды соответствует личностно- ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком, с учетом возрастных особенностей детей. В группах имеется достаточное количество методической, познавательной литературы, учебно-наглядных материалов, дидактических игр и пособий, настольно-печатных, развивающих игр, отражающие работу над всеми речевыми компонентами. Имеются материалы для индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми, направленные на развитие мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, слоговой структуры, лексико – грамматических категорий, связной речи. Богат и разнообразен материал, представленный в виде картотек(«Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Загадки», «Чистоговорки, скороговорки» и т. д.) Помимо перечисленного имеются книжные уголки, представленные по- своему с учетом возрастных особенностей детей.
Все представленные материалы в развивающих зонах речевого направления соответствуют возрасту, дидактическим принципам, целесообразны и эффективны в использовании, эстетичны, разнообразны и доступны в работе.
2. Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей, наблюдается система в работе над планами, необходимо больше отражать индивидуальную работу и моменты, касающиеся работы по развитию речи детей дома. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.
3. Организация и руководство НОД и прогулок осуществляется воспитателями групп умело, с использованием различных методов, форм и приемов работы. При наблюдении деятельности педагогов с детьми были свои плюсы и минусы, которые приняты во внимание и учтены в дальнейшей работе. Но хотелось бы, чтобы педагоги уделяли больше внимания индивидуальной работе с детьми и проведению речевых игр на развитие всех компонентов речи.
4. В ходе наблюдений,беседы с детьми и проведения мониторинга с использованием различных методов и приемов во всех группах большая часть детей соответствует средним показателям развития знаний по данному направлению, хотя есть высокие и низкие показатели, поэтому в связи с этим на каждую группу педагогам были даны рекомендации по работе с детьми. Дети активно общались во время деятельности, прогулок. Уровень навыков показывает, что работа в группах в данном направлении ведется планомерно и систематически. Но хотелось, чтобы работа в данном направлении никогда не уходила на задний план. Самоанализ работы воспитателей показал средний уровень знаний программы по данному направлению т. к. у педагогов имеются вопросы, касающиеся планирования. Эти педагоги получили советы и рекомендации.
5. На момент проверки в родительских уголках были оформлены консультации по речевому развитию. Материал меняется ежемесячно, что отражено в плане. Консультации, памятки и другие методические материалы оформлены эстетично, с соблюдением всех требований.
6. По результатам тематического контроля можно сделать следующие Выводы:
- Работа педагогического коллектива детского сада по развитию речевого развития детей ведется достаточно планомерно, целенаправленно, в системе. Грубых нарушений не выявлено. Имели место небольшие недочеты организационного характера, которые были устранены к окончанию проверки; а недочеты практического характера приняты педагогами во внимание.
- Наблюдались недочеты в младшей, старшей подготовительной группах по организации речевой среды. Рекомендовано педагогам просмотреть еще раз критерии, а также систематизировать и пополнить в соответствии с возрастом практическим материалом зоны. Просмотреть картотеки, материал игрового характера,эстетично оформить. Материал речевого блока должен быть доступен детям.
Рекомендации:
1. По уголку «Художественная литература» во всех группах просмотреть и систематизировать весь материал в соответствии с возрастом детей, доступности, эстетичности. За основу брать критерии по работе в развивающей среде по блокам коммуникативного направления.
2. Выполнять рекомендации, данные педагогам по результатам стартового мониторинга.
3. Больше уделять работе над разделом «Художественная литература», в частности больше рассказывать, пересказывать, работать с картинами, изучать художников- иллюстраторов, проводить беседы о них. Этот момент немного упущен.
4. Все недочеты должны быть устранены к 20 ноября 2015г.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ НОД.
По результатам просмотра открытых НОД сделаны следующие выводы:
Работа по разделу «Коммуникация» ведется удовлетворительно. Педагогам необходимо вспомнить теорию по методике развития речи в главе «Связная речь»(описание предмета, игрушки, составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картин); «Звуковая культура речи». Для педагогов – уметь правильно формулировать вопросы и требовать четких и правильных ответов от детей. При решении вопросов звуко- буквенного характера следить за правильным употреблением понятий «звук- буква». Контролировать правильность употребления выражений. При проведении НОД и в индивидуальной деятельности больше активировать детей, чаще ее проводить и фиксировать в планах, добиваясь положительных результатов.
Не забывать давать рекомендации родителям по работе с детьми, чаще менять информацию в речевых уголках. Использовать в своей работе практические материалы картотек.
Оценка результатов состояния коррекционных (речевых) уголков в группах.
№ Критерии оценки Группы
1. Наполняемость:
- мелкая моторика
- дыхание
- фонематический слух
- звукопроизношение / предметные картинки/
- слоговая структура слова
- лексика
- грамматика
- св. речь /сюж. картинки/
- звуковой анализ и синтез /грамота/
2. Наличие картотек:
- загадок
-чистоговорок, скорорговорок
- артикуляционная гимнастика
- речевое дыхание
- пальчиковая гимнастика
3. Разнообразие материала
4. Соответствие возрасту
5. Доступность
6. Системность материала
7. Эстетика оформления
8. Консультативный материал (для родителей)
9. Самооценка (анкета)
Оценка идет по : недостаточный, среднедостаточный, достаточный уровень.
Критерии оценки состояния
речевых уголков :
Наполняемость:
- мелкая моторика
- дыхание
- фонематический слух
- звукопроизношение / предметные картинки/
- слоговая структура слова
- лексика
- грамматика
- св. речь /сюж. картинки/
- звуковой анализ и синтез /грамота/
Наличие картотек:
- загадок
-чистоговорок, скорорговорок
- артикуляционная гимнастика
- речевое дыхание
- пальчиковая гимнастика
Разнообразие материала
Соответствие возрасту
Доступность
Системность материала
Эстетика оформления
Консультативный материал (для родителей)
Самооценка (анкета)