Елена Минаева
Из опыта работы. Система индивидуальной работы с воспитанниками (коррекционная логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим.
Содержание индивидуальной работы с детьми строится с учетом условий:
- психолого-педагогических - учет индивидуальных особенностей ребенка по разным психологическим характеристикам личности (взаимодействие с педагогом, психологом);
Публикация «Из опыта работы, Система индивидуальной работы с воспитанниками (коррекционная логопедическая группа)» размещена в разделах
- кадровых - учет физических возможностей, навыков продуктивной деятельности (воспитатель, взаимодействие с узкими специалистами – инструктор по физическому развитию, музыкальный руководитель, педагог ИЗО);
- материально-технических - достаточное оснащение группы, методической литературой и наглядных пособий;
- требований к развивающей предметно-пространственной среде - по принципу построения среды: безопасность, вариативность, информативность.
Организация индивидуальной работы с воспитанниками, имеющими затруднения в обучении и развитии:
В своей коррекционно-развивающейся деятельности я, как воспитатель, работающий с детьми с нарушениями речи организовываю систематическую, планомерную индивидуальную работу.
Этап предварительной работы - проведение диагностики речевого развития. Данную процедуру проводит логопед (выясняет состояние речевого развития каждого ребёнка, определяет динамику, определяет перспективы развития, определяет уровень отклонений речевого развития). Я, как воспитатель коррекционной группы, тщательно изучаю результаты диагностики и знакомлюсь с планом работы логопеда. После подведения итогов планирую работу индивидуального воздействия.
Образовательная деятельность планируется по трём направлениям, с учетом ведущей деятельности детей и вида речевого нарушения:
- воспитание произносительных навыков;
- формирование словаря;
- формирование грамматических умений и навыков.
Индивидуальный подход осуществляется в игровой деятельности, в режимных моментах, на прогулке, в образовательной деятельности, проводиться логопедический час индивидуальной коррекционной работы с детьми:
- подготовительный этап - уточнение движений органов артикуляционного аппарата (используется игровая форма);
- появление звука (используется прием подражания) - подбирание звуковых образов, отработка звукопроизношения, фиксация на звучании.
-этап усвоения звука – уточнение правильного произношения (слова, фразы, чистоговорки, скороговорки)
Индивидуальный подход осуществляется на занятиях по звуковой культуре речи и развитию речи.
- учитывается степень усвоения материала и индивидуальное проявление особенностей темперамента характера и поведения (степень познания, активность в работе);
- эмоциональная и двигательная активность некоторых детей сдерживается, пассивность некоторых ребят совершенствуется методом привлечения в деятельность, застенчивых и нерешительных совершенствуют методом специального подхода (доброжелательное отношение, поощрение за малейший успех);
- использование дифференцированного подхода на занятиях (использование заданий, карт с разными степенями сложности, продумывание вопросов для каждого в отдельности);
- оценка действий дается общая, всему коллективу (для избежание насмешек).
Согласно программам «Логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» авторов Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и Т. В. Тумановой содержание индивидуально-коррекционной работы отражается в следующей логопедической документации:
- индивидуальные тетради воспитанников, где кратко отражается характеристика ребёнка, фиксируется состояние его звукопроизношения, в доступной для родителей форме записывается комплекс артикуляционной гимнастики, отдельные методические приёмы по вызыванию отсутствующих звуков, их закреплению в речи;
- тетради рабочих контактов логопеда и воспитателя, в которой логопед фиксирует индивидуальные задания для вечерних занятий воспитателя (артикуляционные упражнения, заучивание специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка.
Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка:
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов (работа по активизации и многократного закрепления новых слов, работа по развитию умений слушать и слышать);
- выполнение систематического контроля за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей (внимательно следить за речью, исправлять ошибки детей на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду);
- развитие внимания и памяти (дидактические игры, театрализованная деятельность, сюжетные игры и т. д.);
- совершенствование словесно-логического мышления (помощь в осмысливании событий, явлений, учить искать их причины и следствия, отличительные особенности);
- развитие артикуляционной моторики и моторики кисти и пальцев рук (использование каждодневных упражнений 3-5 минут со всей группой).
И так, своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребёнка. Коррекционно-педагогический процесс зависит от профессионального уровня учителя-логопеда и рациональной организации логопедической работы воспитателя группы.
Организация индивидуальной работы с воспитанниками из социально неблагополучных семей:
В обществе, с другой стороны семья во многом определяет наше будущее, ибо существенно влияет на формирование личности растущего гражданина. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.
В моей группе есть проблемные семьи, которые не способны выполнять семейные функции, обеспечить психологический комфорт внутри семейного пространства. Такие семьи различаю по содержанию проблем, их уровню и глубине: неполные семьи, семьи трех поколений. Образцы анкетирования «Социальный паспорт семьи».
Работа с неблагополучными семьями проводится поэтапно:
Первый этап
- изучение условий жизни, проведение неформальных бесед с целью выявления причин неблагополучия (тематика бесед проводиться с соблюдением сдержанности, ненавязчиво, нет стремления «узнать всё» и отметить «выполнено»);
- анкетирование с целью уточнения состава семьи, выявления интересов, отношения к детям и их воспитанию (группу посещает 16 семей, 50% - полные, 30% - семьи, включающие бабушек и дедушек, 10% - семьи, где один родитель является не родным, 10% - неполные семьи (один родитель).
- планирование работы с учетом структуры семьи и выбора форм работы с родителями;
- привлечение к трудовой деятельности родителей неблагополучных семей на участке детского сада и в группе, с целью положительного примера (родители являются образцом для подражания);
- тематическое содержание заседаний родительского клуба, тематическое оформление уголков, групповых консультаций для родителей.
Второй этап
- подбор методов и приемов работы с семьями неблагополучными и проблемными;
- привлечение родителей к мероприятиям группы (подготовка к праздникам, концертам, викторинам, развлечениям и т. д., выбор в члены родительского комитета.
Для успешного взаимодействия с проблемными родителями определены направления работы:
- формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор физического развития, психолог, логопед, узкий специалист по художественному творчеству);
- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;
- повышение педагогической компетентности родителей (обучение родителей коррекционным и методическим приемам, обучение родителей методам воспитания и обучения, необходимым для коррекции личности ребенка).
Формы работы с родителями:
индивидуальные формы работы:
- демонстрация приемов работы (видеоролик «Можно и нельзя», фотоальбом «Как мы занимаемся»);
- наблюдение родителей за ребенком в процессе игр, занятий;
- выполнение родителями домашних заданий вместе с детьми;
- выполнение родителями рекомендаций по изучению методических пособий;
Групповые формы работы:
- информационно-просветительская (информация в уголке всех специалистов ДОУ – «Режим в выходные дни», «Игра и ребенок», «Талантливые дети» и др.);
- участие родителей в тематических родительских собраниях, заседаний родительского клуба («Познай себя как родитель», «Знаете ли вы своего ребёнка?»);
- совместное проведение развлекательных и спортивных мероприятий («Веселые песни», «Волшебная сказка», «Остров семейных сокровищ»);
- участие родителей в семинарах-практикумах («Контрольная для родителей», «Познай себя как родитель»);
- привлечение к работе клуба «Заботливые родители» (заседания «Сохраняем и укрепляем здоровье», «Музыка и ребёнок», «Коррекционная педагогика, логопед в ДОУ»);
Система работы с родителями неблагополучных семей способствует повышению педагогической компетентности родителей, оптимизации детско-родительских отношений, сближению всех членов семьи.
Использую технологии Е. М. Мастюковой «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»; Н. В. Микляевой «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей».