Лала Ситдикова
Из опыта работы с родителями детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательно-образовательная работа достигает результативность только тогда, когда активно участвуют в нем родители.
Как показывает практика работы в дошкольном учреждении, многие родители недостаточно обогащены воспитательным опытом, плохо информированы в вопросах развития дошкольника. Учитывая эту ситуацию, в работе с родителями ставлю следующую цель: привлечение родителей в педагогическое сотрудничество в качестве активных участников воспитательно-образовательного процесса.
Исходя из этой цели, выделяю задачи:
Публикация «Из опыта работы с родителями детского сада» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
- Способствование повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
- Формирование у родителей опыт педагогического сотрудничества с детьми.
Поставленные задачи реализовываю через разные формы работы с родителями.
Практика показывает, использование в работе с родителями нетрадиционных форм работы, таких как встречи за «круглым столом», семинар – практикумы, устные журналы, КВНы, мастер-классы, дни открытых дверей дают хорошие результаты в установлении тесного контакта. У родителей появляется интерес и желание участвовать в педагогическом процессе, становятся активными участниками этих мероприятий.
Особенно родителям нравятся семинар-практикумы, мастер - классы, где они получают практическую помощь по вопросам развития ребенка, так же мероприятия с участием детей.
Ежемесячно под рубрикой «Расскажите детям», «Играйте с нами» предлагаю родителям информацию по формированию у детей познавательных способностей, расширению кругозора через рассказывание, чтение художественной литературы природоведческого содержания и игр.
Использую разные средства наглядной пропаганды: письменные консультации на актуальные для родителей темы : «Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе», «Как развивать речь ребенка?», «Значение логико-математических игр для всестороннего развития детей», «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» и др; с целью обогащения игрового опыта родителей с детьми в интеллектуальном и речевом развитии оформляю папку под рубрикой «Для вас родители!» с подробным описанием игр, игровых упражнений и папку «Безопасность детей в ваших руках».
На протяжении учебного года родителей информирую о жизни их детей в детском саду, веду индивидуальную работу с ними над совместной коррекцией имеющихся отклонений у детей в виде устных бесед и домашних заданий.
В приемной комнате оформляю выставки с детскими работами по продуктивным видам деятельности, чтобы родители могли проследить динамику в развитии творческих способностей своих детей.
Родителей активно привлекаю к участию в организации выставок совместного творчества с детьми из природного материала на тему «Природа и фантазия», в конкурсе самодельных новогодних игрушек «Лучшая новогодняя игрушка», в конкурсе «Вырастим цветок своими руками», в акции «Птицы остались зимовать, мы им будем помогать».
Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду, бережное отношение к природе.
Использование разнообразных форм работы с родителями дает определенный результат. Они становятся активными участниками всех дел группы и детского сада, непременными помощниками воспитании и обучении детей.
Тема родительского собрания : «Организация общения родителей с детьми»
Форма проведения: КВН
Цель: повышать компетентность родителей в вопросах их общения с детьми.
Предварительная работа с родителями.
Ход собрания.
Ведущий. Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в этом уютном зале. Сегодняшняя наша встреча посвящается сложнейшей и очень актуальной теме-общению родителей с детьми. Мы предлагаем провести собрание в необычной форме, в форме деловой игры КВН.
Мы надеемся, что со временем и не без нашего участия мир станет лучше и добрее, а мы, взрослые, и дети в совершенстве освоим язык взаимопонимания. А чтобы это сбылось, надо сейчас, не откладывая на потом, учиться общению, проверять свои мысли, догадки.
Размышлять над проблемами взаимодействия, над путями и средствами создания у детей в ходе общения со взрослыми радостного и бодрого настроения мы будем выполняя наши задания.
По русскому обычаю положено друг друга приветствовать, представить себя.
Конкурс «Визитная карточка»
(Максимальное количество баллов-3)
Ведущий. «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется»,- эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжения, улыбнуться друг другу и провести конкурс «Разминка»
Вопросы командам.
1. Что такое общение?
2. Какие средства общения вам известны?
3. В каком возрасте дети начинают использовать неязыковые средства общения?
4. Н а каких общечеловеческих принципах должно строится общение?
Ведущий. Уважаемые родители! На ваше внимание предлагаем видеозапись. Вам необходимо определить формы общения в разных ситуациях.
1. "Соберитесь вместе». Детям раздаются парные картинки с изображением различных предметов, животных (по одной каждому ребенку). Ведущий дает задание детям найти свою пару, не пользуясь словами и звукоподражанием. С помощью мимики и жестов каждый ребенок должен «изобразить», какой предмет (животное) он ищет.
2. «Игрушка». Упражнение проводится в парах. У одного участника в руках красивая игрушка ( следует объяснить ребенку: он должен представить, что это его самая любимая игрушка). Как только игрушка окажется в руках второго участника, упражнение переигрывается, и первый ребенок объясняет, почему ее отдал.
Ведущий. Как известно, Архимед воскликнул: «Эврика», когда ему в голову пришло решение сложной задачи. Посмотрим, как вам удастся решить сложные ситуации. Начинаем конкурс «Эврика».
1. «Ира, - говорит мама - иди немедленно завтракать. Сколько тебя ждать. Опоздаем в детский сад, а я на работу. Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо. Не вертись за столом. Прекрати болтать ногами. Что за привычка! Что ты копаешься, ешь быстрее.»
Ведущий. Оцените стиль общения матери с дочкой. Права ли мать? В чем ее ошибка? Как необходимо строить общение с ребенком-старшим дошкольником?
2. «На прогулке несколько родительниц увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, взрослые обратили на них внимание. Прочитали нотацию, и. наказали.»
Ведущий. Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы?
3. «Во время весенней прогулки ребенок искал первую травку, букашек. Мать сердилась на него за то, что он испачкал руки, запрещая ему что-либо брать с земли.»
Ведущий. Как бы поступили Вы?
4. «Сегодня день рождения Оли.
- Мама, можно я позову - девочка.
- Ну при чем тут твои подружки?- отзывается мать.
- Придут родственники, бабушка придет. В этот день всегда собираются родные.»
Ведущий. Права ли мать? Как вы отмечаете день рождения детей?
Ведущий. Следующий конкурс- конкурс словесного мастерства «Как наше слово отзовется?»
1. Представители первой команды должны произнести с разными эмоциональными оттенками несколько раз фразу «Солнышко мое», представители другой – «Иди ко мне».
2. В течение 3 секунд читать скороговорку, а затем, оторвав от листа глаза, проговорить ее внятно и быстро 3 раза.
а) «Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивает ларингиты».
б) «Ткет ткач ткани на платок Тане».
(3-бальная система)
Ведущий. Следующий конкурс –конкурс капитанов.
На магнитофоне звучит речь детей. (Тексты из сказок).
Ведущий. Блиц – турнир.
• Назовите детских писателей, с произведениями которых знакомите детей.
• Назовите русские народные сказки.
• Прочитайте стихотворение, которое учили с ребенком.
• В какие игры играете?
Ведущий. Конкурс «Презентация детской литературы».
Ведущий. Доктор Барбара Л. Вулф приводит список утверждений, который имеет общий заголовок «Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Эти утверждения выглядят таким образом: «Если ребенка критикуют – он учится обвинять».
Закончите следующие оборванные утверждения, выбрав из общего списка, подходящий по вашему мнению, вариант.
1. Если ребенок живет в атмосфере признания и дружбы, он учится.
2. Если к ребенку относятся враждебно, он учится.
3. Если ребенка высмеивают, он учится.
4. Если ребенка высмеивают, он учится.
5. Если ребенка стыдят, он учится.
6. Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится.
7. Если ребенка поощряют, он учится.
8. Если ребенка хвалят, он учится.
9. Если ребенок растет в безопасности, он учится.
10. Если к ребенку относятся с одобрениям, он учится.
Варианты:
1. терпению.
2. находить любовь.
3. уверенности в себе.
4. чувствовать себя виноватым.
5. быть застенчивым.
6. благодарности.
7. любить себя.
8. доверять.
9. драться.
10. справедливости.
Барбара Л. Вулф предлагает следующий вариант решения: 1-2; 2- 9; 3-5; 4-4; 5-1; 6-3; 7-6; 8-10; 9-8; 10-7.
Ведущий. Сравните свои ответы.
Как вы считаете, какой из них является более точным и почему?
Вывод: поскольку общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей, вы должны запомнить следующее: для ребенка Вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению подражая, слушая, наблюдая за Вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам наверное приходилось слышать: «Да он разговаривает точь в точь как его отец!»
Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
Следует уделять ребенку больше времени в дошкольном возрасте, поскольку в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем и на работе.
По возможности нужно присоединятся к ребенку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.
Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.