Татьяна Муратова
Из опыта работы «Растить детей заботливыми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Растить детей заботливыми»
Всем известно, что в нашем российском обществе взаимоотношения между людьми строятся на основе проявления внимания друг к другу. Это относится и к семье, как к первичной ячейке общества, где между родителями и детьми существуют тёплые, сердечные отношения. В таких условиях вырастает человек, который в будущем не останется равнодушным к окружающим.
Это, так сказать правило, но откуда берутся исключения?
Откуда, например, берётся нравственное равнодушие?
Публикация «Из опыта работы „Растить детей заботливыми“» размещена в разделах
Руслану 3 года. Мальчик полон энергии. Всё хочет сделать сам. Папа пришёл с работы, он пытается подать ему книжку. Старой бабушке помогает найти очки. Но только Руслан возьмётся за какое – нибудь дело, как взрослые тут, же всё сделают, чтобы оградить его от этого. «Мал, ещё наработается», - говорят они и делают всё сами.
А вот в семье Ульяны охотно бы приняли помощь, но она ничего делать не умеет. Что ей не поручат, она всё испортит. В семье её зовут неумехой. А дело, конечно, в другом. В том, что она не имеет навыков.
Проработав больше 35 лет в детском, саду я наблюдала и такое. Когда во вполне обеспеченной семье каждый живёт своими интересами, ему нет дела до другого.
Вот маленький Илья ходит в незастёгнутой рубашке. Он с шумом возит машинку по полу. Рядом сестра включила на полную мощность магнитофон, хотя отец, пришедший с работы, тут же на диване спит.
Можно ли в таких условиях, о которых шла речь выше, воспитать внимание к окружающим, заботу о них? В первом случае это невозможно, потому что ребёнка ограждают от участия в семейных делах, от проявления внимания к взрослым. Родителям достаточно того, что они сами заботятся о ребёнке. Как показывает второй случай, когда малыш не имеет навыков, он не сможет помочь близким даже при большом желании это сделать.
И, естественно, если ребёнок находится в атмосфере, в которой люди не знают, что такое забота, не проявляют её в повседневной жизни, он растёт такими же, как они.
Следовательно, воспитывая у дошкольников заботливость, нужно поставить его в условия постоянного внимания, заботы друг о друге. Такое возможно в семье, где забота, помощь друг другу являются постоянными жизненными принципами. Положительный пример взрослых имеет большое значение в воспитании у ребёнка заботливости.
Если ребёнок не умеет выполнять элементарные трудовые поручения, это ставит его в трудное положение, потому что он хочет, но не может помочь. Поэтому очень важно формировать у детей трудовые умения, навыки.
Как же это делать?
Я думаю, что, прежде всего, необходимо определить круг обязанностей, которые ребёнок будет выполнять дома, помогая или взрослым, или брату, сестре. Такие дела придумывать или искать не нужно, сама жизнь подсказывает их. Это участие в приготовлении пищи, накрывании на стол, в уборке комнаты, уходе за растениями, животными, в ремонте несложного оборудования, мебели и т. д.
Родители подробно объясняют и показывают ребёнку, что и как нужно делать. В совместной с ними деятельности, малыш перенимает их действия, подражает им. И если взрослые проводят эту деятельность систематически, то ребёнок упражняется, у него формируются трудовые навыки. А только наличие навыка даёт возможность проявить внимание к окружающим.
Наблюдая за игрой детей, я заметила, что элементарные трудовые навыки формируются в игре. Например, Лиза, отражая в игре роль матери при стирке белья, поласкает, намыливает, трёт бельё, отжимает и т. д. вот поэтому важно, чтобы взрослые поддерживали трудовую деятельность в игре, которая отражает трудовые действия взрослых. Замечательно, что взрослые принимают участие в играх детей. Это, кстати, даёт возможность ещё раз показать, как и что нужно делать. Особенно, в таких играх, как «Дочки – матери», «Ждём гостей», «В гости», «Подготовка к празднику».
Я уже говорила, как важен пример взрослых в воспитании заботливого отношения к окружающим, но одного примера мало. Он должен взаимодействовать с такими поступками, в которых проявляется качества заботы и внимания. Достигаться это будет путем привлечения ребёнка к выполнению поручений, направленных на оказание помощи окружающим. После того, как мы поручили что – либо ребёнку, надо, чтобы он понял цель своей деятельности. Например, вместо того, чтобы сказать: «Вытри пыль», мать говорит: «Помоги мне вытереть пыль»; или вместо «Подержи дверь» - «помоги бабушке пройти с сумками, подержи дверь». Так постепенно у детей формируется привычка оказывать помощь тогда, когда просят взрослые. Наблюдая за детьми старшего возраста, я замечала привычку проявлять заботу о людях по своей инициативе. Дети по собственному желанию приходят на помощь близким: застёгивает пуговицы на рубашке младшему брату или сестре, предложил свою игрушку поиграть соседскому мальчишке, покатал коляску с ребёнком, когда тот заплакал, во время отсутствия его матери и т. д.
Но для того, чтобы достичь более высокого уровня заботы о других можно, если научить ребёнка видеть состояние другого человека, его нужду, потребность в чём – то.
Как его этому научить?
Во – первых, надо чаще организовывать совместную трудовую деятельность взрослого и ребёнка. В совместном труде семьи ребёнок видит, что делает мама, папа, бабушка или дедушка, как они относятся к труду. Ребёнок замечает трудности, которые сопровождают трудовую деятельность, замечает потребность в его помощи. Если кто – то просит ребёнка помочь ему, говорит ему о том, что он помог ему, облегчил выполнение дела. В следующий раз, будьте уверены, ребёнок не только охотно будет трудиться со взрослым, но и сам увидит необходимость в его помощи. Взрослые с радостью принимают её, благодарят детей за проявленную заботу. И, конечно, неправильно поступают те родители, которые пренебрегают услугами ребёнка, стараются всё делать сами.
Во – вторых, необходимо всегда, когда деятельность завершена, он оказал помощь, обратить внимание на состояние человека, которому была оказана помощь. «Посмотри, как бабушка довольна, что ты помог ей полить цветы», - говорит мама сыну.
Иногда я обращаю внимание на то, когда ребёнок по своему желанию делает какие – то нужные, приятные для других дела: расставляет игрушки на полочках, стульчики, книги и т. д.
Взрослые не всегда замечают вот такие проявления внимания к ним со стороны ребёнка. Но очень важно при воспитании заботливого отношения к людям использовать эти моменты. Даже можно специально организовать общение ребёнка с тем членом семьи, которому ребёнок оказывал помощь.
Что такое общение? Общение позволяет ребёнку увидеть, как приятна маме, папе, другим взрослым его помощь. Дети от этого получают удовольствие, удовлетворение, ребёнок радуется. А ведь мы с вами знаем, как радостное состояние ребёнка влияет на его поведение, деятельность и желание в дальнейшем проявлять заботу об окружающих.
Воспитание у малыша заботливого отношения к взрослому происходит при условии, если взрослые поощряют все проявления внимания, нужно подчеркнуть, что он сделал для близкого человека. «Как мне приятно, - говорит мама дочке, - ты так хорошо помогла мне. Видишь, как быстро мы расставили посуду для гостей». И если постоянно хвалить ребёнка, то малыш будет заботиться о близких или окружающих людях, он будет знать, что они нуждаются в его помощи.
Однако, нужно не просто похвалить сына или дочь за хороший поступок, надо своим поведением, выражением лица показать положительное отношение к тому, что ребёнок сделал. Улыбка, одобрительный кивок головы говорят о радости, вызовут у ребёнка приятные чувства. Ребёнок тоже будет радоваться.
Чтобы воспитывать у ребёнка внимание к окружающим, хорошо читать ему такие художественные произведения, как «Бабушка – забота» А. Барто, «помощник» Н. Калининой. Такая литература будет формировать у детей интерес к взрослым, их делам, желание заботиться о них.
И если во время прогулки, вы заметили факты проявления заботы друг о друге со стороны окружающих, не следует проходить мимо, обязательно обратите на это внимание. Пусть ребёнок знает, что отношения между всеми людьми строятся на основе взаимного уважения, внимания.
Воспитывать гуманное отношение к людям с раннего возраста - наша задача.