Марина Савушкина
Из опыта работы «Исследовательская деятельность детей старшей группы посредством элементарного экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Воздух вокруг нас"
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Публикация «Из опыта работы „Исследовательская деятельность детей старшей группы посредством элементарного экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа : наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Оборудование: оборудование для проведения опытов : стаканы с водой, трубочки, свистулька, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри по количеству детей, игрушка резиновая, листы бумаги по количеству детей.
Организационный момент:
- Ребята, сегодня на занятие я принесла вот такие шарики. Кто знает какого они цвета?
- Ответы детей.
- А как называются эти шарики?
- Ответы детей.
- А вы знаете, почему они так называются?
- Ответы детей.
- А откуда воздух появился в шариках?
- Ответы детей.
- В нас тоже есть воздух. Давайте это проверим и перейдём в нашу лабораторию.
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Ответы детей.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Ответы детей.
-Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
- Давайте продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему опыту.
(Приглашаю детей за стол).
-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух.
-Ответы детей.
- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто).
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
-Ответы детей.
-Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
-Ответы детей.
Теперь мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас, а как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?
- Ответы детей.
-Для того чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
-Ответы детей.
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
-Можно подуть себе на руку.
- У вас получились очень красивые поделки. Выходите с ними поиграть.
Физкультминутка (музыкальная)
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
(Садитесь на свои места)
- А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
-Ответы детей.
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется (словарная работа).
-Колебание
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
-Ответы детей.
-Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (Воздух, издаваемый из резиновой игрушки).
Подведение итогов:
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А какой опыт понравился больше всего?
-Сегодня мы узнали, что воздух можно почувствовать при помощи веера, увидеть, поймав в пакетик, услышать благодаря свистку. Но оказывается в воздух ещё можно, и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри под музыку.