Анжелика Вячеславовна Меркурьева
Опыт работы «Поисково-творческие задачи А. З. Зака»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы : «Поисково- творческие задачи А. З. Зака" Подготовила Меркурьева Анжелика Вячеславовна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №21 «Росинка» села Краснокумского»
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями мысли, а не одной памятью.
Л. Н. Толстой
Темочки:
Наше современное общество характеризуется ростом объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями. Такое общество требует личности открытой к новому, умеющей применять знания в нестандартных ситуациях, готовой к самореализации, мотивированной на успех. Понятно, что воспитание интеллектуальной личности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте.
Общаясь с родителями своих воспитанников, я сделала вывод, что большая часть родителей убеждена в том, что успешность ребенка во многом зависит от развития способности мыслить логически. На возникший запрос я отреагировала тем, что стала изучать новые технологии по развитию интеллектуальных способностей у детей, где дошкольники получают определенный объем знаний, развивают познавательные процессы, адаптируются к условиям учебной деятельности.
Хочу подробнее остановиться на редко применяемых, на мой взгляд, но очень интересных поисково – творческих задачах А. З. Зака. (слайд 1-2)Разработчик – А. З. Зак, профессор, доктор психологических наук, много лет изучавший мышление детей, автор серии книг по развитию их интеллектуальных способностей. (слайд 3) А. З. Зак предлагает для развития мышления детей целую книгу под названием "Как развивать логическое мышление", которая содержит 800 занимательных задач для детей 6-15 лет (опубликована в издательство "Аркти" Москва 2003 г.). 800 логических задач разных видов и разной сложности адресованы следующим возрастным категориям детей: 6-8 лет -144 самые простые задачи; 8-10 лет — 235 простых задач; 11-13 лет -235 непростых, но и несложных; 14-15 лет - 192 сложные задачи.
(слайд 4) Почему я выбрала именно эту технологию?
- В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребенка, чтобы он стремился к самостоятельному размышлению и решению задач. Педагог вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению.
- Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
- Использование логико-математических игр повышает интерес детей к математике, активизирует мыслительную деятельность, усиливает их внимание к содержанию изучаемого материала.
(слайд 5)Все задачи А. Зака объединены в 4 блока по следующим блокам-темам.
- "Развитие способности анализировать" (задачи на сопоставление, игры вида "Одинаковое, разное у двух", " Одинаковое, разное у трех ") Совершенствуются зрительное восприятие, произвольное внимание, кратковременная память и воображение. - "Развитие способности комбинировать" (задачи на преобразование, игры вида "Перестановки", "Передвижение", "Обмены") Совершенствуются наглядно-образное мышление, кратковременная память и воображение.
- "Развитие способности планировать" (задачи на перемещение, игры вида "Шаги", "Прыжки", "Шаги, прыжки") Совершенствуются действия в мыслительном плане, зрительное восприятие, произвольное внимание, кратковременная память.
- "Развитие способности рассуждать" (рассуждения на выведение, игры 12 видов "Что подходит", "Раньше, позже", "У кого что", "Соседний через один", "Так же как", "Родственники", "Старше, моложе") Совершенствуются логическое мышление, так как надо делать вывод из суждения.
(Слайд 6)Применяя в своей работе поисково - творческие задачи я бы рекомендовала педагогам придерживаться основных положений.
1. Для интенсивного развития мышления задания следует выполнять в уме.
2. При затруднениях полезно проводить в бланках задач линии перемещения фигурок, обводить предметы, ответы задач.
3. При самостоятельной работе условия задачи читает педагог, напоминая при этом, что "… каждый решает сам… "
4. При решении задачи ребенок должен рассуждать, а не гадать.
5. Главное, чтобы ребенок понимал зависимость результата от своих действий, осознавал, что он делает, как и почему?
Нужно только иметь в виду, не стоит за один раз решить большое количество задач. Если необходимо потренироваться в логическом мышлении, в поиске непротиворечивого вывода, то тогда имеет смысл заняться однородными задачами : сначала освоить одну какую-нибудь игру, затем — другую и так далее.
(Слайд 7) В работе с детьми я использую игровизоры со вставленными в них карточками – играми, которые беру из тетради для развития мыслительных способностей «Интеллектика для дошкольников» А. Зака. Предлагаю вашему вниманию некоторые задачи.
(слайд 8) Игра «Одинаковое – разное»
Детям предлагается поиграть на игровизорах. Педагог читает вопрос (ы) к задаче, дети маркером на поверхности обводят (прячут в кружок) правильный вариант (ы) ответа.
(слайд 9) Игра "Перестановки"
Алгоритм решения задачи А. Зака "Одна клетка"
Условия задачи.
1. Детям предлагаются карточки, на которых изображены 4 клетки без номера, затем 2 клетки вместе и дуга над ними, далее 4 клетки под номером 1 и 4 клетки под номером 2. -Вначале фигурки располагались так, как в 4 клетках без номера. Затем, какая- то фигурка передвинулась в свободную клетку (это обозначено дугой над двумя соседними клетками).
Вопрос задачи.
-Надо узнать какое расположение фигурок как на рисунке 1 или на рисунке 2 верно после такого передвижения?
Решение задачи –
Давайте проверим. Какая фигурка может передвинуться в соседнюю клетку на рисунке без номера (круг и квадрат). Посмотрим на рисунок 1 и рисунок без номера. Какая фигурка передвинулась? (треугольник). Как передвинулся треугольник? (перепрыгнул через одну клетку). - Итак, рисунок 1 неверный ответ, потому что в такое положение попасть нельзя передвижением в соседнюю клетку. - Посмотрим на рисунок 2. Можно попасть передвижением в соседнюю клетку? (можно). Какая фигурка должна передвинуться? (круг). Значит ответ 2 правильный.
Самостоятельное решение участниками методического объединения задачи бланка "Одна клетка" с последующим проведением проверки решения задачи.
(слайд 10) Игра «Выше-ниже-правее-левее»
У Юры и Вовы были ключи, ключ одного мальчика нарисован в круге 1, ключ другого- в круге 6. Ключ Юры был в круге выше круга 5, а ключ Вовы - правее круга 4. В каком круге нарисован ключ Юры, а в каком Вовы?
(слайд 11-13) Игра "Шаги"
Алгоритм решения задачи А. Зака "Улитка"
1. Педагог объясняет детям, что перед ними в игровизорах находится бланк задачи, где изображен волшебный квадрат, в клетках которого расположены различные фигуры и буквы.
Условия задачи.
2. Педагог объясняет условия задачи. Однажды улитка попала на волшебный квадрат, по
клеткам которого ей захотелось попутешествовать. Передвигаться по волшебному квадрату можно в соседние клетки и через клетку и делать прямые шаги или косые шаги.
Сначала улитка оказалась в одной клетке с точкой. Потом сделала шаг и попала в клетку с двумя. Какой шаг она сделала прямой или косой?
Вопрос задачи.
3. Какие шаги (прямые, косые) и сколько шагов (1,2,может быть 3) делает улитка, чтобы попасть из клеточки, указанной в левой части задания в клетку, указанной в правой части задания.
Решение задачи.
3. Самостоятельное решение участниками методического объединения задачи бланка "Улитка" с последующим проведением проверки решения задачи.
Познавательные процессы взаимосвязаны, часто их трудно отделить друг от друга, поэтому материал в играх и заданиях А. З. Зака многозначен, ассоциативен, доступен и эффективен в работе с старшими дошкольниками.
Список литературы
1. Зак, А. З. Учимся мыслить логично: занимательные задачи для логического мышления у дошкольников / А. З. Зак. - М. : Аркти, 2002.
2. Зак, А. З. Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет /А. З. Зак. - М. : Аркти, 2003.
3. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление. 800 занимательных задач для детей 6-15 лет / А. З. Зак. - М. : Аркти, 2003.
4. Зак, А. З. Интеллектика для дошкольников Тетрадь для развития мыслительных процессов 1-2 часть/А. С. Зак. - М. : Интеллект-центр, 2007