Чаптыкова Евдокия Александровнаechap
Знакомство детей с профессиями взрослых у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с профессиями взрослых у детей старшего дошкольного возраста» С момента рождения ребенка, родители уже задумываются о его будущем, внимательно следят за его интересами, стараясь понять его способности к тому или иному виду деятельности.
Публикация «Знакомство детей с профессиями взрослых у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, расширяет у детей общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре, также формирует у них определенный элементарный опыт
Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
Для того чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результата и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности.
Наша задача педагогов - не упустить этот момент, дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Игровая деятельность дошкольников по ознакомлению с трудом взрослых, может реализовываться на основе развивающей предметно-пространственной среды в группе с соответствующим наполнением. В нашей группе создана комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, вариативная, безопасная. Наблюдая за детьми в игре, беседуя с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели нас к выводу о том, что дети дошкольного возраста не владеют информацией о профессиях : их названии, предназначении, содержании трудовой деятельности.
Самое главное правило – ребёнку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В группе оформлены специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В таких центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.
Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета. Мы в группе организовали такие центры: «Строители», «Спасательная служба», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Юрта», «Центр книги»
Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами, игровым материалом.
Центр «Спасательная служба» представлен уголком юного пожарного.
Игра - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В сюжетно-ролевой игре у детей закрепляются навыки социального поведения. Дети учатся общаться как со сверстниками, так и с взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций. Когда дети играют в сюжетно- ролевые игры, у них формируются нравственные качества: отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь.
В нашей группе созданы условия, чтобы каждый ребёнок в сюжетно-ролевой игре мог проявить свою активную позицию.
Одним из самых популярных сюжетов у детей — это «Поликлиника». Уже с детства малыши понимают всю важность такой профессии, как доктор. Дети очень любят играть в больницу.
Детская мебель заполняется всеми необходимыми аксессуарами. «Салон красоты» есть в каждой группе детского сада.
Важным элементом является — пелерина для клиента и фартук
для сотрудника парикмахерской. Через эти предметы дети перевоплощаются в свои роли и начинают проигрывать их в сюжете.
«Магазин» - является одним из самых многофункциональных пространств для сюжетно-ролевой игры. Дети могут исполнять роль продавца, покупателя, кассира, менеджера, поставщика продуктов – и этим перечень доступных ролей не ограничивается. Именно в уголке магазина в детском саду можно организовывать самые разные игры, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам. Для игры в «Магазин» мы приобрели такие игрушки, как кассовый аппарат, игрушечные деньги. Считая деньги, ребёнок не только активно тренирует свои математические навыки, но и усваивает понятия о деньгах, как о важнейшем элементе быта современного человека. Финансовая сторона сюжетно-ролевой игры в магазин делает её такой привлекательной и наделяет выдающимся развивающим эффектом.
Используем презентации и видеофильмы о разных профессиях. Дети очень любят играть в сюжетно- ролевые игры. Замыслы у детей всегда разные. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру. Ребенок свободен в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку — «указку», он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны. Работа по организации профориентации дошкольников в нашей группе принесла хорошие результаты : дети стали, более раскрепощенными и самостоятельными, знают и называют большее количество профессий, чем ранее. Они расширили свои представления о мире взрослых профессий, используя, в том числе формы, традиции народного фольклора: пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Наши дети в свободной деятельности широко применяют свои знания, используют атрибуты и наряды.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. В дальнейшем мы планируем продолжать работу по данному направлению, так как ранняя профориентация в детском саду не проводится с целью подготовки детей к осознанному выбору профессии, а направлена на развитие личности ребенка.
Можно сказать, что знакомство с миром профессий через развивающую предметно-пространственную среду позволяет подвести детей к важному выводу, что труд является значимой сферой жизни.