мария чуфрякова
Из опыта работы по теме «Развитие познавательных способностей постедством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ “ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
Пономарёва Мария Ивановна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»
«Только те знания прочны и ценны,
которые вы добыли сами,
побужденные собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами»
Корней Чуковский
Темочки:
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Осуществляя поиск оптимальных форм для развития познавательной активности малышей, мы пришли к выводу, что необходимо обратить внимание на использование проектной деятельности. Она будет способствовать :
– активизации познавательной деятельности детей;
– формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
– развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогам откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Ребёнок 3-4 лет – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и сейчас». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста не только возможна, но и должна активно использоваться с учётом возрастных особенностей.
Целью работы над темой является создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи :
Образовательные:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развивающие :
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать познавательные способности детей;
- развивать творческое воображение и мышление;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение доброжелательно общаться;
- воспитывать самостоятельность и инициативность.
Этапы работы над темой
Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:
1. Диагностический
1. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по теме самообразования :
2. Изучение опыта коллег по теме самообразования.
2. Прогностический:
- Постановка цели и задач работы.
- Разработка перспективного плана работы на учебный год.
3. Организационный.
Создание условий для проведения работы :
- картотека дидактических игр по темам проектов;
- совершенствование развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с реализуемыми проектами.
4. Практический.
Работа с детьми :
Цели, задачи проекта
Проект «Разноцветная неделя»
Цель проекта :
Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Задачи проекта :
Закреплять знания цветового спектра у детей.
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
Упражнять в умении рассказывать о цвете.
Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.
Научить группировать предметы по цвету.
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
ноябрь
Проект «Елочка, елочка, вот она какая!»
Цель проекта : подготовить группу к новогоднему празднику (поставить елку) и украсить ее, привлекая к совместной деятельности родителей, экологическое восприятие Новогоднего праздника, бережное отношение к природе.
Задачи проекта :
Обучающие:
познакомить детей и родителей с историей новогодней елки;
Расширить знания родителей о традиции новогодней елки и важности знакомства с ней детей;
расширить знания детей о ели: беседы, разучивание стихов, песен, загадок.
Развивающие :
Развивать познавательную активность у детей, продолжать активизировать исследовательскую активность при поиске решения задач.
Развивать способность детей оказывать посильную помощь взрослому в подготовке к празднику.
Воспитательные:
Воспитывать у детей восприятие традиций своего народа;
Воспитывать в детях чувство ответственности по отношению к природе, любви в природе.
декабрь
Проект «Сказки с нами всегда!»
Цель:
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
закрепить знание содержания сказок
сформировать желание быть похожими на положительных героев
развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
воспитывать интерес к сказкам.
февраль
Проект «Огород на окне»
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Задачи проекта :• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
март
Проект «Неделя здоровья»
Цель проекта : повышать уровень знаний у детей и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта :
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека, о пользе витаминов.
апрель
Проект «Радуга добра»
Цель проекта :
Помочь сформировать представление о том, что доброта есть проявление красоты души.
Задачи:
Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки;
Познакомить детей со словами приветствия и прощания, вежливого обращения к друг другу и со взрослыми;
Воспитывать любовь, уважение, доброту к маме, своим друзьям;
Создание атмосферы доброжелательности в группе.
май
работа с родителями
консультация «Проектная деятельность в детском саду»
октябрь
папка – передвижка «Экспериментируем, играя».
октябрь
Выставка рисунков «Мой любимый детский сад».
октябрь
Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».
ноябрь
Консультация для родителей «Кормушка своими руками»
декабрь
Подготовка и оформление фотовыставки «Елочка-зеленая иголочка!» .
(Выставка фотографий семей воспитанников с елочками)
декабрь
Подготовка группы к встрече Нового года, украшение новогодней ели в группе самодельными игрушками.
декабрь
Консультации для родителей: «Что такое Новый год?»,
«История Новогодней елки», «Пушистая целительница».
декабрь
Консультация для родителей «Веселая мастерская»
декабрь
Индивидуальная беседа с родителями «Режим для и его значение для здоровья ребенка»
апрель
Консультации: «Витамины», «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»
апрель
Консультация для родителей на тему: «О доброте».
май
Выставка детских рисунков «Добро глазами ребенка»
май
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить
возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
В результате проектной деятельности дети научились :
1. Договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач.
2. Умеют составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться со сверстниками.
3. Дети без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Список используемой литературы
Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.
Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М. : Знание, 1994.
Дыбина О. В., Еник О. А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.
Маханёва, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.
Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ : программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2009.