мария чуфрякова
Из опыта работы по теме «Развитие познавательных способностей постедством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ “ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
Пономарёва Мария Ивановна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»
«Только те знания прочны и ценны,
которые вы добыли сами,
побужденные собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами»
Корней Чуковский
Публикация «Из опыта работы по теме „Развитие познавательных способностей постедством проектной деятельности“» размещена в разделах
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Осуществляя поиск оптимальных форм для развития познавательной активности малышей, мы пришли к выводу, что необходимо обратить внимание на использование проектной деятельности. Она будет способствовать :
– активизации познавательной деятельности детей;
– формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
– развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогам откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Ребёнок 3-4 лет – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и сейчас». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста не только возможна, но и должна активно использоваться с учётом возрастных особенностей.
Целью работы над темой является создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи :
Образовательные:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развивающие :
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать познавательные способности детей;
- развивать творческое воображение и мышление;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение доброжелательно общаться;
- воспитывать самостоятельность и инициативность.
Этапы работы над темой
Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:
1. Диагностический
1. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по теме самообразования :
2. Изучение опыта коллег по теме самообразования.
2. Прогностический:
- Постановка цели и задач работы.
- Разработка перспективного плана работы на учебный год.
3. Организационный.
Создание условий для проведения работы :
- картотека дидактических игр по темам проектов;
- совершенствование развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с реализуемыми проектами.
4. Практический.
Работа с детьми :
Цели, задачи проекта
Проект «Разноцветная неделя»
Цель проекта :
Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.
Задачи проекта :
Закреплять знания цветового спектра у детей.
Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
Упражнять в умении рассказывать о цвете.
Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.
Научить группировать предметы по цвету.
Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
ноябрь
Проект «Елочка, елочка, вот она какая!»
Цель проекта : подготовить группу к новогоднему празднику (поставить елку) и украсить ее, привлекая к совместной деятельности родителей, экологическое восприятие Новогоднего праздника, бережное отношение к природе.
Задачи проекта :
Обучающие:
познакомить детей и родителей с историей новогодней елки;
Расширить знания родителей о традиции новогодней елки и важности знакомства с ней детей;
расширить знания детей о ели: беседы, разучивание стихов, песен, загадок.
Развивающие :
Развивать познавательную активность у детей, продолжать активизировать исследовательскую активность при поиске решения задач.
Развивать способность детей оказывать посильную помощь взрослому в подготовке к празднику.
Воспитательные:
Воспитывать у детей восприятие традиций своего народа;
Воспитывать в детях чувство ответственности по отношению к природе, любви в природе.
декабрь
Проект «Сказки с нами всегда!»
Цель:
Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
Задачи:
закрепить знание содержания сказок
сформировать желание быть похожими на положительных героев
развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.
воспитывать интерес к сказкам.
февраль
Проект «Огород на окне»
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Задачи проекта :• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
март
Проект «Неделя здоровья»
Цель проекта : повышать уровень знаний у детей и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта :
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека, о пользе витаминов.
апрель
Проект «Радуга добра»
Цель проекта :
Помочь сформировать представление о том, что доброта есть проявление красоты души.
Задачи:
Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки;
Познакомить детей со словами приветствия и прощания, вежливого обращения к друг другу и со взрослыми;
Воспитывать любовь, уважение, доброту к маме, своим друзьям;
Создание атмосферы доброжелательности в группе.
май
работа с родителями
консультация «Проектная деятельность в детском саду»
октябрь
папка – передвижка «Экспериментируем, играя».
октябрь
Выставка рисунков «Мой любимый детский сад».
октябрь
Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».
ноябрь
Консультация для родителей «Кормушка своими руками»
декабрь
Подготовка и оформление фотовыставки «Елочка-зеленая иголочка!» .
(Выставка фотографий семей воспитанников с елочками)
декабрь
Подготовка группы к встрече Нового года, украшение новогодней ели в группе самодельными игрушками.
декабрь
Консультации для родителей: «Что такое Новый год?»,
«История Новогодней елки», «Пушистая целительница».
декабрь
Консультация для родителей «Веселая мастерская»
декабрь
Индивидуальная беседа с родителями «Режим для и его значение для здоровья ребенка»
апрель
Консультации: «Витамины», «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»
апрель
Консультация для родителей на тему: «О доброте».
май
Выставка детских рисунков «Добро глазами ребенка»
май
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить
возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
В результате проектной деятельности дети научились :
1. Договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач.
2. Умеют составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться со сверстниками.
3. Дети без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Список используемой литературы
Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.
Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. - М. : Знание, 1994.
Дыбина О. В., Еник О. А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.
Маханёва, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.
Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ : программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2009.