Папки-передвижки

Работа с детьми с ОВЗ в общеразвивающей группе

Светлана Владимировна Пахтеева
Работа с детьми с ОВЗ в общеразвивающей группе
▼ Скачать

«Когда инвалид не может попасть в магазин, на самолёт или поезд, посетить музей, спортзал или кинотеатр, получить нормальное образование - это не просто равнодушие или невнимательность. Это прямое нарушение Конституции нашей страны».

Д. А. Медведев

В настоящее время, к сожалению, растёт численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из актуальных проблем во всём мире является проблема включения детей с ОВЗ в реальную жизнь общества.

Публикация «Работа с детьми с ОВЗ в общеразвивающей группе» размещена в разделах

Рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья в России сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них без барьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ОВЗ и семьи, в которой он проживает.

Трудно не согласиться с тем, что каждый ребенок с ОВЗ должен иметь право воспитываться и развиваться совместно со своими здоровыми сверстниками. Но не надо забывать и о том, что такое интегрированное (инклюзивное) образование должно быть качественным, должно отвечать особым образовательным потребностям данного воспитанника с ОВЗ. В первую очередь требуется создание специальных условий развития и воспитания в рамках образовательной среды детского сада.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.

В МДОУ детский сад № 7 «Ласточка» функционирует 7 групп общеобразовательной направленности и 1 группа – компенсирующей направленности.

Я работаю воспитателем в «общеобразовательной» младшей группе. В моей группе 23 ребенка и есть один ребенок Лева Т. с ОВЗ: мальчик с IV группой здоровья (ДЦП). Поэтому я как воспитатель сталкиваюсь с определёнными трудностями. Организация воспитания и обучения дошкольника с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы работы.

Наблюдая за Левой я отметила, что для него характерны моторные трудности, низкая работоспособность и это требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных.

У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы.

Занимаясь данной проблемой, я пришла к выводу, что основы коррекционного воспитания и обучения детей с ОВЗ надо знать всем сотрудникам дошкольного учреждения, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении коллегам необходимо знать следующие положения коррекционной работы :

• включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;

• при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;

• создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к без оценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;

• корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работы;

• диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала;

соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию и обучению детей с ОВЗ:

- создавать специальные условия для обеспечения мотивационной стороны деятельности;

- осуществлять коммуникативную направленность обучения;

- всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т. п. ;

- создавать условия для активного участия родителей и замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.

Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей ребенка является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Конечно, помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должны оказывать узкие специалисты: педагоги-психологи, логопеды, учителя-дефектологи. Одной из проблем является нехватка узких специалистов. Вот и в нашем детском саду нет узких специалистов для работы с детьми с ОВЗ.

Люди, работающие с такими детьми, должны обладать «особыми» качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, психологическая гибкость, выдумка – черты, которые способствуют успеху в трудной, но очень важной работе, благодаря которой такой ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем его мире.

Цель моей работы : создание оптимальных педагогических и благоприятных условий, для успешной социализации ребенка-инвалида в ДОУ и обеспечение права ребенка на доступное, качественное образование. И оказание ему помощи в освоении основной общеразвивающей программы дошкольного образования.

Задачи работы :

1. Способствовать социально-личностному и коммуникативному развитию ребенка с ОВЗ.

2. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации мальчика с ОВЗ и формированию здорового образа жизни.

3. Создание условий, способствующих освоению ребенка с ОВЗ программы и их интеграции в МДОУ.

4. Разработка и реализация планов, организация индивидуальных или групповых занятий работы с ребёнком с ОВЗ.

5. Повышать компетентность родителей в вопросах социализации и коммуникации, через использование активных форм сотрудничества с семьей.

Работа с ребенком-инвалидом включает следующие разделы:

*Создание предметно-развивающей среды

В соответствии с современными требованиями к содержанию дошкольного образования в группах детского сада создаётся разнообразная предметно-развивающая среда с учетом возрастных особенностей детей-инвалидов. Педагог в развивающей среде одновременно является и автором, и её частью. Воспитатель должен знать особенности развития каждого ребенка, использовать индивидуальный и дифференцированный подход.

В развивающей среде с коррекционной целью расширена зона развития мелкой моторики, музыкально – театрализованной деятельности. В физкультурном уголке одновременно используется «дорожки здоровья», массажные мячи различного диаметра, «сухой бассейн».

Ребенок с ОВЗ, по мере возможности, активно принимает участие на утренниках, в музыкальных постановках, праздниках. Под особым контролем двигательной активности педагогов, мальчик принимает участие в спортивных праздниках, на физкультурных занятиях (ограничение и дозирование двигательной нагрузки).

Все эти виды использования развивающей среды, выполнение реабилитационных мероприятий, ориентируют ребенка с ограниченными возможностями на успех, на радость достижения и продвижения вперед, создают уверенность в своих силах.

* Планирование мероприятий способствующих:

- коррекции эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций;

- коррекции речевых недостатков;

- коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с воспитателем;

- формированию мотивации к обучению;

- формированию социально-бытовых навыков.

- развитию коммуникативных навыков;

- сенсорной стимуляции;

- игровой терапии;

- музыкальной терапии;

Работа по образовательным областям:

«Физическая культура»

Физкультурно-оздоровительная работа оборудование для оздоровительной работы

Основные движения

Общеразвивающие упражнения

Спортивные упражнения

Подвижные игры

Спортивные праздники

Развлечения

Закаливание мячи

скамейки

обручи

дуги

массажные дорожки

сухой бассейн

«Здоровье»

Разделы образовательной области Оборудования для оздоровительной работы

Культурно-гигиенические умения и навыки

Безопасность поведения на улице и в группе детского сада

Общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Ситуации, угрожающие собственному здоровью или здоровью сверстников шнуровка

коврики с пуговицами

работа ведется по основной общеобразовательной программе со всей группой

«Коммуникация»

Разделы образовательной области Оборудования для оздоровительной работы

Формирование словаря

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь Пальчиковый кукольный театр

Сюжетная шнуровка

работа ведется по основной общеобразовательной программе со всей группой

«Чтение художественной литературы»

Разделы образовательной области Оборудования для оздоровительной работы

Умение слушать

Умение передать содержание

Эмоциональное восприятие

Пересказ наизусть

Отражение литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности пальчиковый кукольный театр

игровые атрибуты

работа ведется по основной общеобразовательной программе со всей группой

«Познание»

Разделы образовательной области Оборудования для оздоровительной работы

Математика

Природный мир

Социальный мир

Блоки Дьенеша

Счетные палочки

Палочки

Кьюзенера

Раздаточный материал

работа ведется по основной общеобразовательной программе со всей группой

«Музыка»

Разделы образовательной области Оборудования для оздоровительной работы

Слушание музыки

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на детских музыкальных инструментах Трещетки

Ложки

Бубны

Металлофон

Дудочки

«Художественное творчество»

Разделы образовательной области Оборудования для оздоровительной работы

Лепка

Аппликация

Рисование

Пластилин

Карандаши

Кисти

Нетрадиционные техники рисования

«Труд»

Разделы образовательной области Оборудования для оздоровительной работы

Самообслуживание

Труд в уголке природы

Труд в природе Шнуровка

Коврики с пуговицами

Лейка

Лопатки для рыхления почвы

«Безопасность»

Разделы образовательной области Оборудования для оздоровительной работы

Опасности контактов с незнакомыми людьми

Опасности в природе

Опасности в быту Дидактические игры

Настольные игры

Демонстрационный материал

Работа ведется по основной общеобразовательной программе со всей группой

Таким образом, накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей, и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные стартовые возможности и подготовится к самостоятельной жизни в будущем.

Литература:

1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., 2007.

2. Катаева Е. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении до-школьников с отклонениями в развитии. – М., 2001.

3. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 2002.

4. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2002

5. БорисоваН. В, Прушинский С. А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М. ,2009.

6. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

7. Семаго Н. Я Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М. :ТЦ Сфера, 2012.

Публикации по теме:

Фотоотчет о дне рождения К. И. Чуковского в библиотеке с детьми в группе общеразвивающей направленности 4–5 летФотоотчет о дне рождения К. И. Чуковского в библиотеке с детьми в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет Фотоотчет о дне рождения К. И. Чуковского в библиотеке с детьми в группе общеразвивающей направленности 4 - 5 лет. «Подарю я детям радость».

Конспект прогулки по ознакомлению с окружающим в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет «К нам осень пришла»Конспект прогулки по ознакомлению с окружающим в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет «К нам осень пришла» Конспект целевой прогулки по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности с детьми 3-4.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет по рисованию на тему: «Музыка капели»Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми 3–4 лет по рисованию на тему: «Музыка капели» Нажия Азисова. Цель: Обучать умению рисовать прямые вертикальные линии разной длины-сосульки, проводить прямые вертикальные линии с помощью.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми от 3 до 4 лет на тему «День космонавтики»Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми от 3 до 4 лет на тему «День космонавтики» Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности с детьми от 3 до 4 лет по познавательному развитию на тему : «День космонавтики»Цель:Познакомить.

Конспект ОД по по аппликации «Зима пришла» в группе общеразвивающей направленности с детьми 5–6 летКонспект ОД по по аппликации «Зима пришла» в группе общеразвивающей направленности с детьми 5–6 лет Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию аппликация в группе общеразвивающей направленности с детьми 5–6 летТема «Зима пришла».

Конспект ОД с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет по познавательному развитию «Кошкин дом»Конспект ОД с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет по познавательному развитию «Кошкин дом» Нажия Азисова. Цель: Закреплять знания о пожарной безопасности. Задачи:Познавательное развитие:Продолжать знакомить детей с правилами пожарной.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности. Тема: «Волшебство магнита» Цель: создание социальной ситуации развития в поисково – исследовательской деятельности в процессе знакомства.

Конспект проведения игры-викторины «Самый умный» с детьми группы общеразвивающей направленности 5–6 летКонспект проведения игры-викторины «Самый умный» с детьми группы общеразвивающей направленности 5–6 лет Образовательные области: познавательное развитие Тема: игра- викторина «Самый умный». Вид деятельности: игровая Цель: выявить знания.

Конспект проведения открытой ООД по ФЭМП с детьми общеразвивающей направленности группы от 3–4 лет «Веселое путешествие»Конспект проведения открытой ООД по ФЭМП с детьми общеразвивающей направленности группы от 3–4 лет «Веселое путешествие» Конспект проведения открытого ООД по ФЭМП с детьми общеразвивающей направленности группы от 3 до 4 лет. Тема: «Веселое путешествие» Интеграция:.

Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых»Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4–5 лет «Удивительный мир насекомых» Проект с детьми группы общеразвивающей направленности 4- 5 лет «Удивительный мир насекомых» Раздел1. Информационная карта проекта 1.1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми с ОВЗ в общеразвивающей группе
Опубликовано: 7 декабря 2022 в 16:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с детьми с ОВЗ в общеразвивающей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Владимировна Пахтеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД