ольга шувайкина
Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности для детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружок «Фантазёры» во 2 младшей группе, работал с нвчала октября 2021 г. Посещало кружок 20 детей, занятия организовывались 1 раз в неделю. Продолжительность занятий соответствовало санитарным нормам и правилам и составляли 15 минут (для детей 3-4 лет).
Определив направление в работе, я приступила к их реализации. Занятия начились со знакомством техникой, рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
На занятиях использовались дидактические игры («Назови цвета осени, зимы.», «Цветные кляксы», «Волшебные рисунки» и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. В место физкультминуток проводится пальчиковый тренинг. Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком были направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится.» или «почему не нравится.» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Большое внимание уделялось творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Целью моей работы является:развитие творческих способностей у детей 3-4 лет в продуктивных видах деятельности (нетрадиционные техники рисования, аппликации; пластилинография; ниткография и др.).
Задачи:
Обучающие (образовательные) задачи:
• Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
Воспитательные задачи:
• формирование способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
• формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;
• воспитание навыков аккуратной работы с бумагой, крупой, гуашью;
• воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
• соблюдение правил техники безопасности;
Развивающие задачи:
• обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги, гуаши);
• развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
• развитие речевых навыков;
• развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
• развитие устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности;
В работе раскрывались организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию художественно -эстетических способностей по средствам занятий нетрадиционной техники рисования, на базе дополнительной услуги в ДОУ: в кружке «Фантазёры». Содержательным компонентом программы кружка «Фантазёры» являлось развитие художественно - эстетических способностей у детей дошкольного возраста через занятия нетрадиционной техникой рисования.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по. разделам:
1.«Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова.
2.«Физическое развитие». Использование некоторых элементов в оформлении к праздникам, развлечениям.
3. «Художественно - эстетическое развитие» Музыкальная деятельность. Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Познавательное развитие «(Ознакомление с окружающим). Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир, а также знакомства со строением предметов, объектов.
Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в детском саду. Поэтому она находит отражение и в программе дополнительного образования.
Речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда в процессе занятия используются слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д. На непосредственно образовательной деятельности широко используются: скороговорки, чистоговорки, потешки, прибаутки, рассказывание сказок, слушание русских народных песен.
Диагностика результативности работы кружка «Фантазёры».
По окончании обучения воспитанники знают:
различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью, пластилином, ниткографии, аппликации. Знать основы цветоведения. Знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами
По окончании обучения учащиеся умеют:
применять полученные знания на практике;
Владеть: нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, оттиск различными печатками и мятой бумагой.
Занятие нетрадиционной техникой рисования – это хорошая тренировка для пальцев рук. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, что особенно важно для ребят, так как в школе им приходится много писать, развивает внимание, терпение, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности, а так же учит уверенно управлять своим телом. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с различными материалами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Развитие творческих способностей дошкольников происходило в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствовала практическая деятельность детей. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволила ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
В процессе обучения создавались условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечило успешное овладение более сложным учебным материалом.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
На протяжении работы кружка проводилась плодотворная работа с родителями. Проводила консультации: ««Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»», «Чудо рисования».
В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста посредством занятий нетрадиционной техники рисования, обусловлена развитием не только интеллектуальных и творческих способностей, но и воспитываются замечательные качества личности. Во-первых, оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают добрый эмоциональный настрой. Во-вторых деятельная дружеская атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей. В-третьих, большое трудолюбие и терпение, т. к. занятие нетрадиционной техникой рисования требует много усилий. На начало этапа работы кружка уровень развития творческих способностей дошкольников в группе составил 47 %.По окончании работы кружка художественно—эстетического развития «Фантазёры»-90%.