Лена Рафалович
Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Из опыта работы
Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Публикация «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни», - говорил замечательный актёр Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени, которые реализуются путём нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательного процесса.
Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?
Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин Белоруссии, маленький белорус. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной – с местом, где он живет.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. Необходимо помочь ребёнку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей Родины, ребёнок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать её, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.
Белые пятна истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это всё властно требует от нас по-новому взглянуть на место человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью Белоруссии, надо ощутить себя частью народа, принять белорусский язык, историю, культуру. Когда ребёнок начинает новую жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных с тем, что ещё мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.
С целью формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходимо вызвать интерес каждого воспитанника к истории своего города, села, края, страны; формировать основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя; воспитывать в душе каждого ребёнка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его истории, обычаям, традициям. Необходимо помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
На первом этапе необходимо объяснить детям, что любовь к Родине начинается с малого – с чувства любви к матери, уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Этому способствует проведение таких форм работы, как проведение воспитательных мероприятий «Международный женский день 8 марта», «День матери», выставки рисунков «Мамочка любимая моя!», участие в спортивном празднике, посвящённого Дню матери, оформление фотоальбома «Мама, мамочка, мамулька», совместное с мамами участие в выставках, конкурсах: «Чудо с грядки», «Золотые руки мамы», «Цветочная фантазия», «В гостях у Самоделкина». Все эти мероприятия способствуют гармонизации детско-родительских отношений.
Положительные чувства и эмоции у детей вызывает знакомство с малой родиной в ходе экскурсий. Дети имеют возможность узнать историю возникновения городов, родной деревни, памятников нашего края и иных достопримечательностей. Воспитатели проводят экскурсии как в форме виртуальных, так и реальных: посещение школьного этнографического музея, краеведческого музея при Липнишковском центре культуры и досуга.
Свои впечатления о том, что увидели и услышали, дети выражают на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру.
Важная особенность патриотического воспитания детей – приобщение к народным праздникам и традициям. Традиционными в старшей группе стали проведение праздников «Веснянка», «Масленица», «Пасха», где дети много узнают о белорусских обычаях, традициях.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота, который готов встать на защиту Родины. Проводим с детьми «уроки мужества», встречи с выпускниками, которые обучаются или закончили военные учреждения образования Республики Беларусь и сегодня выполняют свой воинский долг. В группе создан уголок «Моя малая Родина», где представлены фотоальбом «Малая Радзіма», «Ад прадзедаў спакон вякоў…”, игры “Путешествие по знакомым местам родного края”, “Собери картинку” и др., портрет президента, председателя правительства, куклы в национальной одежде.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом белорусского народа, трудом, бережное отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах, при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах, праздниках, которые стали традициями ДОУ: «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие; в оформлении фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы», «День труда», «Как мы проводим праздник дома» и др.
Для родителей разработаны консультации: «Праздник в дом пришёл», «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки», «Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста», «Традиции и обычаи нашего региона», составление альбомов «Известные места нашего региона» с их кратким описанием. Педагоги привлекают родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка в группе.
Опыт работы педагога нашего учреждения образования по обозначенной теме активно транслировался во время реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования культурной идентичности обучающихся: интеграция учебной и внеучебной деятельности учреждения образования-социокультурного центра региона». В настоящее время работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста осуществляется в рамках работы ресурсного центра системы образования Гродненской области «Формирование национально-культурных компетенций посредством использования в образовательном процессе краеведческого материала в учебной и внеучебной деятельности»
На сайте учреждения образования в закладках «Ресурсный центр», «Инновационный опыт» размещены методические разработки воспитателя высшей квалификационной категории Рафалович Е. С. по формированию патриотизма у детей дошкольного возраста, которым можно воспользоваться.
Таким образом, каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру родного народа, к которому он принадлежит, своё место в окружающем мире. Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина. И от нас, взрослых, зависит, какими наши будут наши дети, что они унесут из детства.