Ольга Минвалиева
Консультация «Духовно-нравственное развитие дошкольников»
▼ Скачать
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они особенно сильно произрастают» Н. Нейгауз
1. Из личного опыта работы
Образовательная среда – важный фактор формирования личности, духовного и нравственного развития дошкольника, исходя из этого, тщательно продумала развивающую среду группы, которая побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы, творчества, социализации.
Публикация «Консультация „Духовно-нравственное развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
В группе оборудовала уголок, где собран теоретический и практический материал:
- литература для детей (рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
- литература для родителей;
- аудиокассеты и видеоматериалы;
- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
- ребусы, кроссворды, загадки, пословицы и поговорки;
- альбомы различной тематики;
- иллюстрации.
Подобраны материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей :
- православные праздники в детском саду;
- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;
- консультативный и информационный материал для родителей;
- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.
Для родителей оформлен уголок, включающий информацию о семейных традициях, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей. Предлагается литература для семейного чтения, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков.
В течение девяти месяцев, в период с сентября по май, раз в неделю, провожу с детьми образовательную деятельность «Уроки доброты» продолжительностью 20-25 минут. Провожу беседы на нравственные темы (Приложение 9, читаем и обсуждаем с детьми притчи (Приложение 6, этические сказки (Приложение 7, игры, игры-перевоплощения (Приложение 10, ситуативные задачи, занятия с дидактическим материалом. В процессе игры использую следующие приё мы активизации познавательной деятельности: нетрадиционное начало, интеллектуальная разминка, ситуация выбора, использование компьютерной наглядности, карточек-символов, отработки схемы исследований, работа в парах, игровые моменты, задания творческого характера.
Почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки.
Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.
Рис. 2
Особую роль отвожу народно-прикладному искусству. Оформила альбом с пословицами и поговорками «Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит». В «русской избе» дети знакомятся со старинными предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: чаша, ковш, поставец, бочонок, деревянные ложки, кружки.
Знакомство детей с русскими народными художественными промыслами (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец, жостовская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву, нашли отражение в изобразительной деятельности.
Изучение календарного фольклора осуществляю через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. На Святках (с Рождества до Крещения) поздравляют колядной песней «овсенем», зазывают Весну, закликают птиц.
Разучиваем с детьми стихи, прибаутки, потешки (Приложение 8, скороговорки, что делает игры более интересными, обогащают их содержание. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове, ритмичных движениях.
А какая радость для детей - быть персонажами сказок, «варить кашу» в чугунке, «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», «выковывать гвозди»! В постановках принимают участие и сотрудники детского сада и родители. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т. е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.
Совместно с семьей решаем поставленную цель «приобщение детей к ценностям народной культуры» для этого организовала серию консультаций для родителей, устраиваем посиделки, отмечаем народные праздники «Зимние святки», «Встреча весны», «Семенов день» и другие.
Во время развлечений дети играют в народные игры (Приложение 11, поют песни и частушки, вовлекая присутствующих в веселое соревнование.
Ни один праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках малышей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. На музыкальных занятиях детям предла-гаем барабан, бубен, погремушки, колокольчик, ложки. Они играют на этих инструментах, узнают об их истории.
Разнообразные виды детской деятельности
Рис. 3
Рис. 4
Дети знакомятся с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.
А какое многообразие удивительных поделок представляется на нашу выставку! Ребята еще долгое время с восхищением и гордостью любуются ими.
В своей педагогической деятельности основываюсь на базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, толерантность, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое, этическое развитие;
• природа – родная земля, природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Принципы духовно-нравственного воспитания
• Построение жизни на основе требований христианского совершенства
• Гуманистическая направленность
• Природосообразностъ…
Рис. 5 Рис. 6
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности
Рис 7 Рис. 8
Рис. 9
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью
Рис. 10 Рис. 11
1.2. Результативность опыта
Проделанная работа не могла, не отразится на успехах детей.
Достигнуты положительные результаты по формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных).
Проведённый мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программы.
Проводимая работа в сфере духовно-нравственного воспитания детей дополняет и расширяет кругозор дошкольников, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Наблюдается положительное влияние в формировании доброго отношения к окружающему миру и другим людям.
Дети задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах. Применение активных форм организации обучения способствует формированию ключевых компетентностей.
Отмечается стойкий эмоциональный интерес у детей, воспитательно-познавательное воздействие детей на своих родителей. Это заметно по тому, как дети привлекают своих родителей к участию в совместных занятиях, досугах и праздниках, проводимых в данном направлении.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества
Феликс Адлер
Рис. 12 Рис. 13
Рис. 14
Но главным, по моему мнению, является наличие у детей стойкого интереса к жизни народа в разное историческое время, его истории и культуре, природе России, что в свою очередь, является первой причиной воспитания патриотов своей Родины.
Рис. 15 Рис. 16
Рис. 17
Труд воспитателя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но я верю, что мои дети обязательно будут отождествлять себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, встанут в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России.
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем, результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.
Н. И. Пирогов