Галина Демина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
Демина Г. А.
Аннотация. Данная статья рассказывает о проблемах нравственно-патриотического воспитания, раскрывает задачи педагогов ДОУ по формированию нравственной и патриотической личности.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – это тот вопрос, который в настоящее время волнует как сотрудников ДОУ, так и родителей. Ведь осознанное восприятие понятий «Нравственность» и «Патриотизм» возникает у ребёнка в старшем возрасте, а формирование данных качеств закладывается ещё в раннем возрасте. Поэтому воспитание данных качеств должно проводиться не путём навязывания норм и правил, а путём принятия ребёнком этих правил и норм, как собственных решений.
Первое, что необходимо для процесса становления ребёнка как нравственно-патриотической личности – это чувство любви. Ребёнок должен чувствовать, что он любим, что сам он может любить. На основе чувства любви и можно воспитать в человеке такие качества, как нравственность и патриотизм.
В работе воспитателя ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию ребё нка существует целый комплекс задач:
• Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду;
• Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• Формирование элементарных знаний о правах человека;
• Расширение представлений о городах России;
• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Воспитание любви и привязанности у ребёнка к своей семье и дому, в основном, остаётся задачей родителей, однако и здесь есть помощь от воспитателя. Когда ребёнка приводят в детский сад, воспитатели стараются создать тёплые и уютные условия для развития ребёнка, но эти условия отличаются от тех, что дома. Многие дети, приходя в детский сад, ещё не готовы к долгой разлуке с родителями и часть обязанностей по борьбе с детским страхом, что ребёнок окажется брошенным родителями, перекладывается на плечи воспитателя. Позже в сотрудничестве работников ДОУ и родителей у ребёнка формируют чувство любви и привязанности к детскому саду, улице, городу.
В современной жизни крупных городов, где много спешки, мало природы, ребёнку бывает трудно увидеть красоту в том, что его окружает. Именно здесь на помощь ему приходят взрослые, которые рассказывают ему о чудесах окружающего его мира. Формирование бережного отношения к природе и всему живому – процесс трудоёмкий. Однако любить и беречь то, что ребёнку неизвестно - непосильная задача для молодого мозга. Ведь пока он не может воспринимать абстрактные понятия, а представляет только то, что уже когда-либо видел, поэтому именно на плечи воспитателей ложится большая часть по ознакомлению ребёнка с окружающим миром, с его природой, животными.
Важным элементом в развитии ребёнка, как патриотичной личности, является воспитание уважения к труду. «Все профессии нужны, все профессии важны», часто именно такую фразу мы произносим, обращая детское внимание на то, что каждый человек занимает определённое место в жизнедеятельности города и целой страны. Мы учим ребёнка, что труд важен для него самого и для других.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам начинается ещё в раннем возрасте. Одной из самых знакомых традиций для ребёнка являются сказки. Их он слышит из маминых уст, позже от воспитателей. Именно сказки являются основой изучения ребёнком традиций и промыслов. Часто в них описываются какие-либо традиции, рассказывается о каких либо умениях, характерных для нашего народа. Отличным примером можно назвать сказку о Царевне-лягушке. В ней рассказывается и о традициях связанных с бракосочетанием, и описываются потрясающие умения Царевны-лягушки, как хозяйки домашнего очага.
Говоря о правах человека, мы не называем ребёнку перечень его конкретных прав, но его неотъемлемые права мы упоминаем, говоря о том, что заболевший человек, обращается к доктору. Учим тому, что взять чужое без разрешения нельзя. Что драться нехорошо. Таким образом, мы огораживаем личное пространство ребёнка, давая почувствовать себя защищённым. Это и есть первичные знания ребёнка о правах человека.
В старшем дошкольном возрасте, когда дети уже имеют представления о собственном городе, начинается расширение представлений ребёнка о других городах. Наш город не один, их много, похожих и не очень. Мы рассказываем о существовании других городов, о том, что в них так же живут люди. Показывая ребёнку наглядный материал, мы знакомим его с другими уголками нашей большой родины.
Узнав о масштабах нашей страны, дети начинают интересоваться, есть ли в мире другие страны. Живут ли другие люди как мы. И чем же различаются страны. На этом этапе мы знакомим детей с символами государства. Приучаем их с любовью относиться к флагу, гербу и гимну. Рассказываем о их истории, давая понять, что это не просто картинки и песня, а то, что связывает наш народ на протяжении многих лет.
Говоря о чувстве ответственности и гордости за достижения страны, мы рассказываем о достижениях и подвигах наших сограждан. Рассказывая, что когда-то они тоже были обычными мальчиками и девочками, но их труд, любовь к родине сделали то, что казалось невозможным. Тем самым мы позволяем ребёнку понять, что он тоже может стать достойным представителем своей страны.
По большей части развитие в ребёнке нравственно-патриотической личности сводится к любви к родному дому, городу, стране. Однако мы не можем не объяснить ребёнку, что мы не являемся превосходящим народом. Мы учим тому, что все люди на земле равны, независимо от их внешних различий; что необходимо бережно относиться к культуре других народов.
Таким образом, в данной статье, нами были раскрыты основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с родным краем.
Список использованных источников
1. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
3. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва :Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
4. С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.