Наталья Чиркун
Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у детей патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образования.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В период среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о родном городе, о труде, обычаях людей, среди которых он живет.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста по развитию патриотических чувств, я ставила перед собой следующую цель — зажечь искорки любви к родному городу, его истории и культуре. Для достижения данной цели я определила следующие задачи:
-развивать у детей эмоционально — ценностное отношение к своей малой родине;
-формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому родного города, умение видеть историю вокруг себя, воспитывать уважение и гордость к родному городу;
-познакомить детей с достопримечательностями и памятниками Борисовщины, главными улицами города;
-предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
-пополнить развивающую среду в группе наглядными и демонстрационными материалами;
-просвещать родителей, оказывать личный пример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родного города.
Борисов немолодой город, и он уже имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился : изменились улицы, стали благоустраиваться дворы и детские площадки. Я стремилась к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного города, гордились своей малой родиной. Стремилась показать детям, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня представлений о родном городе.
Организовала работу в нескольких направлениях:
1. Провела анкетирование родителей. Подготовила консультации «История родного города», «Прогулка по городу Борисову», «Достопримечательности города».
2. Ознакомилась с материалами справочного характера о Борисове и его истории с целью повышения своих знаний.
3. Установила тесную взаимосвязь с узкими специалистами по данной теме.
Диагностика детей показала, что их представления о родном городе очень ограниченны.
Из бесед с родителями выяснила, что многие из них хоть и родились в Борисове, но мало знают о его истории.
Я пришла к следующим выводам:
1. Необходимо наладить взаимодействие с родителями по данной теме.
2. Пополнить развивающую среду в группе.
3. Организовать с детьми экскурсии по городку, в библиотеку.
4. Запланировать занятия, беседы, наблюдения, подобрать художественную литературу, изготовить дидактические игры для более успешного формирования патриотических чувств.
Начальным этапом моей работы стало проведение тематического родительского собрания «Путешествие по городу Борисову». В ходе собрания я провела викторины, конкурсы, которые способствовали возникновению у родителей интереса к изучению истории города, достопримечательностям и интересным фактам. Родители условно разделились на три подгруппы. Каждой подгруппе я предложила посетить вместе со своими детьми интересные места, памятники, достопримечательности нашего города и предоставить фотоотчет для создания стенгазеты. Родители активно участвовали в данном мероприятии. Дошкольники, посетив интересные места охотно делились своими впечатлениями. Так же родители приняли активное участие в конкурсе рисунков «Мой город - Борисов»
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В группе мною был пополнен белорусский уголок, где ребенок может рассмотреть иллюстрации о городе Борисове, достопримечательности города, растительный и животный мире Борисовщины, так же ребята в данном уголке могут рассматривать символику города и страны, можно воспользоваться дидактическими и настольными играми. Помимо этого имеются видеофильмы и презентации о Борисове.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей моей группы я провела цикл бесед: «Как возник наш город», «Улица, на которой я живу», «Места отдыха и развлечений» и др.
Центральным звеном по знакомству с родным городом являются экскурсии. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, мы любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую родину.
Все прогулки и путешествия я организовывала в определенной последовательности, действуя по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Путешествия наши начались с территории детского сада. Мы рассматривали здание детского сада, его особенности строения. Затем мы рассматривали двор жилого дома, по возможности наблюдали за работой дворника и машин — помощников: мусоровоза, трактора. Решали, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Такие беседы помогали мне воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию.
Очень понравилась детям экскурсия в библиотеку. Мои воспитанники с восторгом рассматривали выставку фотографий и иллюстраций родного города. Библиотекарь представила нашему вниманию видеофильм о Борисове, рассказала интересные факты о нашем городе.
Так же с детьми я проводила несколько целевых прогулок по улице Серебренникова, знакомила с достопримечательностями городка.
Впоследствии мы с детьми создали альбом «Улицы нашего города», в котором представлены фотографии с наших прогулок и прогулок с родителями. В группе оформлена стенгазета и выставка рисунков.
Непосредственно образовательная деятельность осуществлялась в соответствиями с целями и задачами учебной программы дошкольного образования. На занятиях по образовательной области «Ребенок и общество» я знакомила детей с символикой города. Закрепить представления наилучшим образом помогли следующие игры, сделанные мной: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти». Так же на данных занятия я знакомила детей с главными улицами города, с памятниками, с историей создания города. Наибольшие впечатления на детей оказали занятия по образовательной области «Искусство. Изобразительная деятельность». Совместно с детьми мы коллективно рисовали улицу, на которой мы живем. Изображали достопримечательности города. На занятиях по лепке создавали улицы будущего, лепили многоэтажные дома. Из мелкого и крупного строительного материала строили наш городок. Всегда приветствовалась у детей самостоятельная художественно-творческая деятельность, отражающая окружающую действительность.
Проводились обобщающие беседы с детьми с рассказами взрослого о новостях города, свободными рассказами детей о семейных путешествиях в выходные дни и другие эпизодические формы общения по теме ознакомления с городом. Беседы велись с применением эффективных методических приемов: вопросы, сравнивания, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Создавались проблемные ситуации в целях обучения детей ориентировке в пространстве города, закреплению правил культуры в общественных местах, корректировки безопасного поведения в общественных местах.
Постоянно велась индивидуальная работа с детьми по уточнению и закреплению представлений о родном городе у каждого ребенка, его отношению к городу и происходящим событиям вокруг.
Не осталась в стороне и трудовая деятельность дошкольников, которая неизменно значится в воспитательной работе вне занятий.
С целью воспитания у дошкольников стремления своими усилиями оберегать природу и приумножать ее богатства, был организован их труд в природе: они выращивали комнатные растения, овощи, ухаживали за животными в уголке природы. Совместно с родителями на участке детского сада соорудили кормушки для птиц.
В своей работе активно применяю словесно-дидактические игры. Например, игра «Куда ходил Лунтик». Воспитатель описывает место: большое здание, где мама предъявила квитанцию и ей дали посылку. Где очутился Лунтик? (парикмахерская, больница, продуктовый магазин, книжный магазин и пр.) Интересная словесная игра «Доскажи словечко». Воспитатель начинает, а дети продолжают: Наш город называется. Поэтому наших горожан зовут. В городе есть. Взрослые работают на. и т. д. Широко применялись и сюжетно-ролевые игры по темам отражения профессий города.
Вся работа способствовала сплочению семей и педагогического коллектива, воспитанию у детей любви к родному дому, к природе в целом, формированию более целостного восприятия мира, воспитанию экологической культуры у дошкольников.