Вера Гусакова
Из опыта работы. Мини-музей «Курочка Ряба» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться опытом работы по созданию в своей группе мини-музея "Курочка Ряба». В самом начале работы мы с напарницей определили тему и название мини-музея, выбрали место для его размещения. Цель работы музея - продолжать знакомить ребят с курочкой, со сказками о ней, расширять знания об окружающем, формировать эмоциональное отношение к домашней птице. Создали мы мини – музей на удивление легко и быстро. Родители с детками с пониманием отозвались на просьбу о создании музея. Педагоги то же не остались в стороне поддержали нас и оказали помощь в его организации. Ребята проявляют живой интерес к каждому, новому экспонату. Любой предмет музея может подсказать тему для интересной беседы. Экспонаты музея используются для проведения различных занятий. Дети могут самостоятельно брать экспонаты в руки, рассматривать, играть, менять, переставлять их. Приветствуется желание дополнять наш мини – музей новыми экспонатами.
Публикация «Из опыта работы, Мини-музей „Курочка Ряба“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Опыт работы, практика
- «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой, игры, занятия
- Темочки
Паспорт мини-музея
«Курочка - Ряба»
Сведения об авторском коллективе
МДОУ детский сад «Золотые зёрнышки»
ФИО воспитателей:
Гусакова Вера Николаевна; Окунькова Лариса Евгеньевна
Образование: высшее; средне - специальное
Должность: воспитатель
Педагогический стаж: 37; 27 лет.
Паспортные данные
Наименование мини-музея : мини-музей «Курочка - Ряба».
Профиль музея: познавательный.
Цели создания музея – Формировать у дошкольников первичные представления о музее. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с домашней курочкой, со сказками, потешками, песнями о ней.
Задачи:
• Расширять представления детей о роли домашних птиц в жизни человека;
• Воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру;
• Развивать активную речь детей, расширять словарный запас;
• Обогатить предметно — пространственную среду ДОУ.
Совет мини-музея : 2 человека.
Характеристика помещения: групповая комната.
Площадь, занятая под экспозицию:1,25 кв. м.
Структура управления мини-музеем : Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Актуальность:
Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба — один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. Проживание детей в сельской местности даёт возможность наблюдать за домашними птицами в природе, поэтому, создание такого мини – музея имело большую популярность у детей и родителей.
Мини — музей расположен в групповой комнате, на полочках. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Работы изготовлены со вкусом, яркие, качественные, оригинальные, разнообразные, целесообразные. Поделки из различных материалов стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. Коллекции игрушек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о домашних птицах, дидактические игры, раскраски. Использование экспонатов мини – музея доставляют малышам радость, чтение потешек, песенок, сказок создает благоприятные условия эмоционального контакта с детьми. Ребята с удовольствием вслушиваются в звучание родной речи.
Большую роль в оформлении музея сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие родителей, в их создании. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини — музею : они с гордостью приносят из дома экспонаты, изготовленные родителями. Они понимают, что творцы экспозиции не они сами, а их папы, мамы (бабушки и дедушки).
Формы деятельности:
• игровая;
• экспозиционная;
• познавательная.
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
-наглядность
-доступность
-содержательность;
- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Мини-музей располагается в игровой комнате. В нем мы постарались собрать всю коллекцию сказок, стишков, потешек. На наш взгляд это благоприятная почва для беседы с ребенком (даже с такими малышами).
Поскольку сказки понятны малышам, они с удовольствием пересказывают их.
Мини - музей для ребенка что-то свое, родное. Все предметы интерьера доступны для любого ребенка. В настоящих музеях большинство экспонатов трогать нельзя, запрещено, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.
А так как у детей появляется интерес, обучение становиться более эффективным.
Мы рассматриваем мини - музей как часть предметно-развивающей среды, но и как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка дошкольника.
Разделы мини-музея :
«Курочки бывают разными».
Здесь размещены самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.
«Где живут курочки».
Дети узнают, где живут курочки, знакомятся с деятельностью человека ухаживающего за ними.
«Семья курочки».
Малыши слушают и сами рассказывают о куриной семье: петух – папа, курочка – мама, а детки – цыплятки.
«Цыплёнок из яйца».
Здесь расположены игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка) : яйцо — цыпленок — курица. Знакомство с экспонатами помогает малышам развивать познавательную способность, логическое мышление: учит сравнивать, анализировать, делать умозаключения.
«Что ест курочка».
Малыши узнают, чем кормят курочек, имеют возможность рассмотреть и обследовать корм ( коллекция разных кормов: пшеница, пшено, зерна кукурузы, подсолнечника).
«Какую пользу приносит курочка».
В разделе находится коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетенные бисером и т. п., перья, картинки продуктов.
«Сами своими руками».
Экспонаты данного раздела выполнены детьми, воспитателями, родителями.
«В гостях у сказки».
Для обыгрывания сказки в музее собраны различные виды театров, маски – шапочки. Малыши с удовольствием принимают участие в развлечениях, инсценировках, играх с персонажами сказки.
«Детская мини библиотека» В этом разделе подобраны книги про курочку и её семью.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций доставляет малышам радость.
«Игротека».
В мини – музее дети могут выбрать настольную или любую другую понравившуюся им игру и поиграть с ней. Малыши с удовольствием рисуют, раскрашивают раскраски, расписывают пасхальные яйца, лепят, делают поделки.
«Библиотека».
В музее собрана подборка художественного слова, картотеки подвижных, пальчиковых, хороводных, народных игр, сценарии театрализованной деятельности, аудио сказки, детские презентации, мультфильмы о курочке, петушке и цыплятах. Оформлены папки: «Какие бывают куры», «Мастер – классы по изготовлению курочек из различных материалов», конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Реализация музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки
Перспектива развития музея:
- пополнение разделов;
- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;
- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.
Список литературы:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб., 1998.
2. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Панкратова Т. Н. Окружающий мир и музей. М., 2001.
4. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду - М. : Линка - Пресс, 2008.
5. https://doshvozrast.ru