Получи документы

Опыт работы «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства у старших дошкольников»

МИХЕЕВА ЕЛЕНА
Опыт работы «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства у детей старшего дошкольного возраста.

Искусство несёт в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром, а потому является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих эстетических ценностей. Эти ценности искусство выражает в художественных образах, восприятие которых воспитывает и развивает нашу духовно-нравственную и эмоциональную сферу. Эстетические чувства тренируют эмоциональную природу человека,входят в эмоциональный фонд, обогащая его, делая доступным понимание таких переживаний, с которыми сам человек в жизни не сталкивался,открывая путь приобщения к духовным ценностям.

Публикация «Опыт работы „Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства у старших дошкольников“» размещена в разделах

Живопись - один из основных видов изобразительного искусства. Её выразительными средствами являются: колорит (цветовое звучание, рисунок и композиция. С помощью цвета художник может вызвать у зрителей определё нное эмоциональное состояние : радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение и т. д. Посредством рисунка передаются особенности формы и характер образа. Композиция - построение изображения, выделение главного - руководит нашим восприятием картины.

В нашей группе в феврале реализовался проект, где дети изучали виды живописи (портрет, натюрморт, пейзаж)

Прежде чем дети назвали тему проекта, мы посетили наш музей (выставочный зал) и я провела игру-беседу «Путешествие в мир искусства».

Где я поставила перед собой следующие цели:

-уточнить представления детей об искусстве и его видах.

-способствовать становления у детей интересов и желания познавать искусство.

-показать, как многогранно понятие «искусство», и какое место занимает живопись (так как это любимый вид искусства детей, все дети любят рисовать и при выборе темы проекта все склонялись к изобразительному искусству)

При беседе с детьми я поняла, что им не очень знакомо и понятие «искусство». Про искусство дети говорили - это красота. Да и о живописи дети знали, что это рисовать разные картины.

Высказывания детей:

*** «Картины не просто так рисуют, а чтобы люди могли любоваться»

*** «Картины надо хранить и рассматривать»

*** «Картины ставят в музее, чтобы все люди их смотрели»

*** «Искусство-это художество и красота»

*** «Чтобы стать художником надо очень хорошо научиться рисовать»

Проанализировав ситуацию, я подчеркнула для себя, что наш проект очень актуален и начала подбирать материал более доступный и интересный для дошкольников, чтобы вместе отправиться в путешествие по этой загадочной стране под названием «Искусство».

Дети определились с темой проекта «В гости к картинам».

Начали мы свой проект с создания в группе виртуальной галереи репродукций картин известных художников. Распределили их по жанрам : натюрморт,портрет, пейзаж.

Подобрали книги, иллюстрации, игры, задания, стихотворения, раскраски, фильмы (Уроки тётушки Совы о живописи).

Ознакомление с живописью, а именно с картинами, мы осуществляли, соблюдая следующие этапы:

1. Самостоятельное, целостное, эмоциональное восприятие картины ребёнком.

(на этом этапе ребёнок просто рассматривает картину)

2. Искусствоведческий рассказ, основанный на эмоциональном восприятии педагога (этот рассказ даётся после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение)

Структура рассказа педагога:

-название картины.

-кто написал, о чём произведение.

-что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

-как оно изображено (какими красками написано, как расположено)

-какое в нём передано настроение.

-что особенно мне понравилось.

-какие возникли у меня чувства, что подумалось, что вспомнилось.

3. Самостоятельное восприятие картины ребёнком (ребёнок рассказывает,что он увидел на этой картине, что почувствовал)

4. Вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. (вопросы должны быть подробными и конкретными,направленные на перечисление увиденного на картине, на детальное рассматривание её.

Например:

-Что изображено на картине?

-Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

-Как вы думаете,что самое главное в картине?

-Как это изобразил художник?

-Что в картине самое яркое?

-Что этим хотел сказать художник?

-Какое настроение передал художник?

-Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?

-Как это удалось сделать художнику?

-О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Когда дети научились рассматривать картину, различать своеобразие жанра мы сравнивали репродукции картин разных художников и жанров по контрасту- настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Дети познакомились с известными художниками: Левитан И. ; Шишкин И. ; Васнецов Ю. ; К. Петров-Водкин ; Репин И. ; Серов В., Айвазовский И. и другие.

А с каким удовольствием сами превращались в художников! Интересно было наблюдать,как серьезно дети подбирали фон для своей картины, смешивая краски на палитре, с каким восторгом рассматривали выставку уже своих произведений искусства : натюрмортов, портретов, пейзажей.

Очень привлекли внимание детей виртуальные экскурсии по Эрмитажу (презентация с моими комментариями, посещение детской библиотеки, чтение художественных произведений дополняющих рассматривание картин (например перед рассматриванием картины В. М. Васнецова «Три богатыря» мы читали былины, беседовали о вооружении былинных героев,об их одежде, доспехах и т. д.)

Также использовала различные игры-задания; дидактические игры, подвижные:

-«Какая репродукция лишняя»

-«Откуда деталь» (собрать два натюрморта)

-«Узнай по описанию»

-«Узнай по схеме»

-«Распредели картины по жанрам»

-«Покажи картины Серова, Васнецова и др.

-«Подбери пейзаж, где изображено лето….»

-«Найди ошибку»

-«Составь натюрморт из предметов»

-«Превращение цвета» и другие.

Родители тоже не остались в стороне, помогали с подбором материала,

раскрасок, заданий, наглядных пособий,книг, рисовали с детьми зимние пейзажи, наблюдали вместе с ребёнком, беседовали.

Оформила для родителей консультации, советы о том, как смотреть произведения изобразительного искусства, как учить ребёнка внимательно всматриваться в картины, рассказывать о них.

Проект закончился, но интерес у детей не пропал! Результат проекта я уже видела в самостоятельной деятельности детей: постоянно рассматривали энциклопедии, где узнавали картины, общались друг с другом по поводу изображённого на картине, легко определяли жанр картины, рисовали натюрморты, пейзажи, портреты, не забывали сделать фон своего рисунка.

Конечно, невозможно рассказать всё о живописи в рамках проекта. Важно, постоянно возвращаться в мир искусства. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико.

Знакомясь с выдающимися художественными произведениями,дошкольники учатся понимать гармонию природы, познают культуру и историю России, усваивают нормы поведения и духовные ценности, принятые в обществе, знакомятся с бытом и трудом людей в различных сферах деятельности, особое место живопись занимает в развитии речи (развивается мыслительная деятельность: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать, делать умозаключения).Способствует всестороннему развитию личности!

Публикации по теме:

Герои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольниковГерои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольников Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства у старших дошкольников»
Опубликовано: 31 января 2021 в 20:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем МИХЕЕВА ЕЛЕНА (УИ 1622342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД