Свяжина Галина Сергеевна
Из опыта работы «Компоненты развивающейся предметно-пространственной среды»
▼ Скачать
Понятие предметно-развивающая среда
определяется как «система материальных
объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного
и физического развития»
С. Л. Новоселова
Компоненты развивающейся предметно-пространственной среды.
Развивающейся предметно-пространственной среда в группе МКДОУ детского сада №12 построена в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ детского сада №12, реализующейся в ДОУ.
Публикация «Из опыта работы „Компоненты развивающейся предметно-пространственной среды“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Интерьер моей группы отличатся индивидуальностью и творческим подходом к его организации. Групповое помещение условно подразделено на центры, что позволяет использовать помещение группы наилучшим образом.
Центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества дошкольников. Здесь подобраны необходимые материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, трафареты, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы, клей, Также имеется большое количество «подручных» материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, пуговиц, которые творчески используются для решения различных творческих проблем. В уголке собраны образцы декаративно-прикладного творчества.
Центр познания обеспечивает решение задач познавательно- речевой деятельности детей дошкольного возраста. Имеется подборка иллюстрированных альбомов по лексическим темам: «Дикие и домашние животные Севера и Юга», «Профессии», «Птицы нашего края», «Транспорт», «Спорт», «Театр. Музыка», «Части тела» и другие пособия. Наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры на звукопроизношение, на развитие лексико-грамматических категорий, на развитие связной речи и игры на развитие психических процессов.
Центр музыки и театра способствует интеллектуально-эстетическому развитию детей, где подобраны пособия с использованием фланелеграфа, музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, различные виды театра: пальчиковый, кукольный, настольный, «удивительная прищепка», фонотеки с записями детских песен, звуками природы, музыкальные инструменты и др.
Книжный центр находится недалеко от «центра музыки и театра». Он обеспечивает литературные, социальные и познавательные интересы старших дошкольников - это детские энциклопедии, книги с крупным шрифтом, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, литературные произведения, портреты писателей.
Центр экспериментирования обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Материалы для опытов и экспериментов : колбочки, магниты, камни, песочные часы, разноцветные стёклышки, микроскоп, пинцеты, увеличительные стекла разных размеров, пружинки, весы, мензурки, шишки, ракушки, сыпучие материалы и прочее. Большой выбор природных материалов для изучения экспериментирования составления коллекций.
Игровой центр расположен в свободном доступе и обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, модель кухни с бытовыми приборами; для мальчиков – наборы инструментов, техники, строительный материал.
В центре сенсомоторного развития имеются большое количество логико-математических игр: игры на плоскостное моделирование, вкладыши-формы, наборы мазаик разной формы, геометрическое полотно, игры на развитие мелкой моторики рук «Шнуровки», геометрическое полотно, ребусы, шарады, сканворды, кроссворды, настольные игры: «Ассоциации», «Ссчитай-ка», «Геометрические формы» и другие пособия.
Спортивный центр размещён таким образом, чтобы дети проявляли свою двигательную активность. Находится он на свободном доступе, доступной и безопасной среде спортивный инвентарь: кегли, мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, кольцеброс, баскетбольные щитки, массажные коврики, дорожки, спортивные настольные и напольные игры.
Центр безопасного движения обеспечивающий познания правил безопасного дорожного движения. В связи с небольшим пространством группы центр был расположен на подоконнике. Где дети могли свободно подойти к макету улиц ПДД располагающихся около детского сада. Игровое пособие: машинки, знаки дорожного движения, дома, настольные игры по ОБЖ «Правила дорожного движения для юных пешеходов, лото «Транспорт» и другие игры.
Уголок уединения обеспечивает эмоциональное благополучие детей. Расположившись на мягком диванчике ребёнок может побыть наедине собой, почитать любимую книгу или послушать интересную сказку.
Центр наблюдений обеспечивающий познания о природе, о природных явлениях. Здесь ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.
В приёмной группы оформлен информационный уголок для родителей, где они узнают о жизни детей в группе (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях). Получают необходимую информацию о воспитании и развитии ребёнка : рекомендации, консультации, памятки, брошюры. Оформлен центр творчества, где родители видят, какие поделки или рисунки сотворил их ребёнок.
Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии со следующими принципами:
Принцип информативности (развивающая предметно-пространственная среда
группы информативно богата, что обеспечивает разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала);
Принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей
среды полифункциональны, т. е. материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей);
Принцип вариативности (в развивающей среде нашли отражение культурные и
художественные традиции России);
Принцип стабильности-динамичности (предметно-пространственная среда
группы является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в тоже время в неё регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, программных задач, времени года);
Принцип открытости – закрытости (развивающая среда группы построена таким
образом, чтобы можно было легко добавлять в неё различные элементы, а также убирать уже ненужные);
Принцип эмоциогенности среды (развивающая среда группы обеспечивает
индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, вызывает у них положительные эмоции);
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды (все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению);
Принцип учёта половых различий детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе учитывает все направления развития ребёнка. Она направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнёрской деятельности взрослого и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников в условиях созданной мною группы развивающая предметно-пространственная среды (со сверстниками и индивидуально). Развивающая среда группы отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности.