Ирина Репина
Развивающая предметно-пространственной среда (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация и актуализация Дошкольного Образования, в соответствии с ФГОС, требует от педагога - профессионала вдумчивого и грамотного подхода, соблюдение всех условий и принципов построения предметно – развивающей среды, необходимой и незаменимой для реализации постав-
ленных педагогических задач и целей.
«Театр начинается с вешалки,» - гласит крылатый афоризм, а дошкольное учреждение, на мой взгляд, с музыкального зала. Музыкальный зал – это
Публикация «Развивающая предметно-пространственной среда (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
лицо сада, его творческая лаборатория, выполняющая в полной мере организационную, воспитательную и развивающую функцию, это среда, формирующая художественно – эстетический вкус у детей, стремление к
Красоте, Гармонии, Самореализации. Именно поэтому, как музыкальный руководитель, одной из главных задач в своей деятельности считаю создание развивающего творческо – эстетического пространства.
Условно зал поделен на две функциональные зоны : спортивно – оздорови-
тельную (тренажёры, шведские стенки, канаты, гимнастические скамейки,
батут, мячи, обручи, скакалки, мешочки для метания и другие атрибуты,
и музыкально – театральную зону, оснащённую современными музыкально –звуковыми источниками (музыкальный центр, телевизор,DVD ,обширная
коллекция дисков с подборкой музыкальных произведений для слушания, пения, ритмопластики, ритмодекламации, игро – танцев; фонотека с класси-
ческой, фольклорной, современной музыкой для детей). Имеется мультимедийное оборудование с динамическим изображением (клипы,
презентации, слайды); незаменимые информационные помощники
(компьютер, ноутбук, фото и видеокамера и др.)
Для театрализованной деятельности имеются ширмы, различные по высоте (как для взрослых, так и для самостоятельного творчества детей, кукольные театры, театр ростовых кукол, декорации и атрибуты к сказкам, выполнению музыкально – ритмических упражнений, ритмопластических этюдов, а также - игрушки для обыгрывания детьми придуманных ими сюжетов. Силами педагогов и родителей создана замечательная коллекция костюмов для тематических танцев и постановок музыкальных сказок.
Постоянно пополняется коллекция музыкальных инструментов для детского оркестра; при содействии родителей и педагогов создан оригинальный шумовой оркестр «Весёлые фрукты»(формы из –под мороженного в виде фруктов на палочках из китайской кухни).
Регулярно обновляю наглядно – дидактический материал (музыкально-дидактические игры на развитие слуха, чувства ритма, ознакомления с основами музыкальной грамоты; картины с изображением природных явлений, животных, птиц, сказочных героев; пополняется портретная галерея знаменитых музыкантов, художников, писателей – сказочников).
В силу специфичности музыкального зала как эстетического пространства, в каждой возрастной группе создана своя музыкально – театральная среда, созданы мини – музеи, в которых живут герои сказок, в которых есть всё для самостоятельного музыкального и театрального творчества детей.
Совершенствуя музыкально- эстетическое пространство зала я всегда руководствуюсь принципами целесообразности, доступности, открытости, эстетичности. Оформление зала меняется в соответствии с тематикой праздников, проводимых мероприятий. Так, например, при проведении занятий из серии «Напитаем Душу Красотой и Любовью» из цикла «Встречи в музыкально – литературной гостиной», зал стилизуется под старинную гости-
ную (камин, картины, канделябры, портьеры, кружевные скатерти, инкрустированный столик, красивые вазы, статуэтки и др., для того, чтобы уже сама атмосфера зала настраивала и детей, и взрослых на восприятие
Красоты, Духовности, Гармонии.
При подборе компонентов оснащения музыкально – развивающей среды я стараюсь всегда учитывать основные принципы её построения, рекомендованные ФГОС ДО:
1. насыщенность (постоянное пополнение и обновление методических,
дидактических, игровых, наглядно – иллюстративных пособий и материалов)
2. трансформированность (оформление в зависимости от сезона, тематики
праздников и развлечений, театрализаций сказок)
3. полифункциональность (использование ширм, мягких модулей, привлека-
тельный игровой материал для поддержания устойчивого интереса детей, их положительного эмоционального настроя)
4. доступность (как для детей, так и для педагогов)
5. безопасность (атрибуты, дидактические игры, оформление полностью исключают детский травматизм)
Таким образом, исходя из материально – технических возможностей детского сада, работая в творческом союзе с педагогами и родителями, при
поддержке администрации и, руководствуясь ФГОС ДО, можно и нужно создавать комфортную, рациональную среду, способствующую эмоциональному благополучию детей, их творческому развитию, духовному
и физическому здоровью.
К. Г. Паустовский писал : «Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем Культурой». Именно поэтому, современный педагог, создавая развивающую среду, должен помнить об её огромном значении для интеллектуального, творческого, духовного, физического развития Личности Ребёнка! |