Ирина Зотова
Конспект НОД речевого развития для детей старше-подготовительного возраста: Путешествие в страну «Правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели:
1. Развивать умения произносить слова сложной звуко-слоговой структуры, работать над деформированным предложением.
2. Продолжать закреплять умения подбирать слова на заданный звук.
3. Совершенствовать приемы запоминания.
4. Закрепить понятия звук, буква.
5. Повторить отличительные особенности гласных и согласных звуков.
6. Развивать умение детей слышать, различать и повторять слова сходные по звучанию.
7. Закрепить умение различать длинные и короткие слова на слух.
Публикация «Конспект НОД речевого развития для детей старше-подготовительного возраста: Путешествие в страну „Правильной речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Коррекционно-развивающие цели:
1. Совершенствовать слуховое внимание, фонематический слух и память.
2. Развивать фантазию и воображение.
Воспитательные цели:
1. Поддерживать интерес к творческой речевой деятельности детей.
2. Воспитывать желание оказывать помощь сверстникам в ответах на вопросы.
3. Воспитывать чувство взаимовыручки.
Предварительная работа:
1. Развитие слухового внимания и речевого слуха на материале неречевых звуков: прослушивание звуков переливания воды, чихание человека, топот, шорох и т. д.
2. Знакомство с понятиями: звук, буква, гласный, согласный.
3. Знакомство с речевыми играми: «Запомни, повтори», «Волшебный забор» и т. д.
4. Работа по индивидуальным тетрадям (с воспитателями, родителями, детьми).
Ход образовательной деятельности.
Логопед: Здравствуйте гости, ребята! Сегодня мы побываем в сказке, где нужно красиво и правильно говорить. А пригласил нас в нее Ивашка. (звучит музыка «В гостях у сказки»).
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостю: «Выходи!»
Только где же Ивашка? Почему он нас не встречает?
(Раздаются странные звуки: шорох бумаги, топот, хлопанье в ладоши, переливание воды, покашливание, чихание).
Логопед: Что за странные звуки слышны? Ребята, что вы слышали? (ответы детей).
Логопед: Странно, кто же их издавал?
(Появляется Клубок, продолжает издавать звуки: кряхтит, сопит, чихает)
Логопед: Ой, какой странный, клубочек. Это не ты шумел, все эти звуки издавал?
Клубок: Да я, я это! Помощь нужна, помощь!
Логопед: Подожди, Клубок, не торопись. Расскажи, кому помощь нужна?
Клубок: Ивашка, Ивашка в беду попал. Записку передал, смотри, вот тут, справа колется.
Логопед читает записку: Ребята! Я попал в беду! Меня опять захватила Баба Яга! Помогите мне! Клубок вам укажет путь.
Логопед: Ребята, поможем Ивашке, выручим его из беды?
Клубок: Но путь будет очень длинный и трудный. Пройти надо будет через страну Правильной речи. Нужно будет преодолеть много испытаний. Готовы?
Итак, первое испытание. Чтобы попасть в страну «Правильной речи», нужно открыть замок, а для этого вы должны ответить правильно на несколько вопросов.
1. Чем отличается звук от буквы? (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем)
2. Чем отличается гласный звук от согласного? (у согласных звуков есть во рту преграда, а у гласных нет)
3. Назовите сколько гласных звуков в слове Страна? Какие? (два гласных звука А)
4. Какой первый звук в слове Страна? (Звук С)
5. Есть ли звук У в слове Страна? (нет)
Клубок: Ура! Вы ответили на все вопросы и открыли замок! Теперь мы можем продолжить наше путешествие. Дальше наш путь лежит через «Подземелье злых ошибок» и нас ждет три испытания.
Логопед: Ребята, нам потребуется сейчас быть очень внимательными. Давайте пройдем за рабочие места.
1. Испытание. Я буду произносит слова неправильно, а вы должны будете узнать слово и исправить ошибку.
- иомашка (ромашка, жяшка (чашка, гаймошка (гармошка, вука (рука, мука, вуза (лужа, заба (жаба, зук (жук).
Клубок:Какие вы молодцы! Все слова сказали правильно. И вас ждет следующее задание.
2. Испытание. Надо будет определить, сколько раз картинка будет названа правильно. Я буду называть картинку то правильно, то неправильно. Если услышите правильно – хлопните в ладоши.
- улитка, малитка, вулитка, улитка
- утюг, мутюг, витюг, утюг
- зайка, дайка, зуйка, зайка
- груша, гуйфа, груфа,глуса, гуйша, груша, глюса
- шапка, фапка, хапка, сяпка, сапка, шапка
- куколка, тутолка, муколка, кутолка
Клубок:Как здорово, молодцы!Я знал, что вы справитесь и не подведете Ивашку. Осталось последнее испытание.
3. Испытание. Надо сказать предложения правильно.
- Коза принесла корм девочке.
- Мяч играет с Сашей.
- Дорога едет на машине.
- Мама несет сумку в капусте.
- Взошло солнце, потому что стал таять снег.
- День был жарким, потому что ребята пошли купаться.
Клубок: Вы выполнили все задания! И теперь «Подземелье злых ошибок» осталось позади. Дальше путь наш будет лежать через владения Звукоеда.
Логопед: Давайте по пути к нему повторим чистоговорки. (дети встают)
- та-ра-ра – на прогулку нам пора
- ва-ва-ва – на суку сидит сова
- ла-ла-ла- Мила в лодочке плыла
Логопед: Вот и владения Звукоеда. Он пропустит нас через свои владения лишь тогда, когда мы выполним его задания.
1. Вы должны угадать, какой звук съел Звукоед в словах.
-удо…ка, ко…ка, лягу…ка, …уп, пау, …омашка, …уна.
2. Повторить слова: аквариум, милиционер, мотоциклист, велосипедист, светофор, автобусная остановка.
Клубок:Ура! Молодцы! И с этими заданиями вы тоже справились отлично. Нам осталось перейти через поляну, а там, за пригорком, стоит избушка Бабы Яги.
Логопед: Выходите, ребята, на поляну. Нам надо сейчас немного отдохнуть, набраться сил. А чтобы нам не скучать, давайте «Поиграем в слова». Становитесь в кружок. Есть у меня игрушка Каркушка. Где он остановится – тот и будет повторять за ним цепочку слов.
День-пень-лень
Мак-бак-так
Кошка-мошка-ложка
Бочка-точка-кочка
Ком-дом-том
Зайка-сайка-майка
Клубок: Вот и избушка Бабы Яги. Дальше вы сами справитесь, без меня. До свидания, ребята!
Логопед: Мы выполнили все задания, справились со всеми испытаниями и давайте теперь попросим Бабу Ягу выйти к нам. Появляется Баба Яга
Б.Я. «Здрастье» вам! За Ивашкой пожаловали? Знаю, знаю, выполнили все задания, справились со всеми испытаниями. А теперь выполните мои задания, вот тогда я и подумаю: отдавать вам Ивашку или себе оставить
Баба Яга: Вот, посмотрите-ка, недавно над моей избушкой пролетал Змей Горыныч и поломал мой волшебный забор. Порадуйте-ка бабушку, постройте мне новый забор, да не простой, а волшебный из длинных и коротких слов, а если вы выполните задание верно, то и забор сам встанет на место.
Логопед: Ребята, а чем мы будем обозначать слова?
Дети: цветными полосочками.
Логопед: чем отличается длинное слово от короткого.
Дети: в длинном слове много звуков, а в коротком мало.
Слова: дом, аквариум, мак, строитель, сом, автобус, художник, самовар, сыр.
Баба Яга: Молодцы, справились с заданием. А знаете ли вы, какой сегодня день недели? (Дети:Среда). А я по средам готовлю еду из продуктов, в названии которых слышится звук С. Но стара я уже совсем стала,все время забываю их. Поможете мне?Напомните, в каких продуктах встречается звук С.
Дети: сало, сосиски, сахар, колбаса, свекла, масло, ананас, сок, мясо и т. д.
Б. Я. Ну что ж, забор отремонтировали, продукты помогли мне вспомнить. Все равно не отдам. Весело мне с ним, забавно, интересно.
Логопед: А давайте мы Бабе Яге ласковые, добрые слова скажем, тогда она совсем подобреет и отдаст нам Ивашку.
Дети называют: ласковая, добрая, вежливая, красивая, веселая, трудолюбивая.
Б. Я. Ладно, ладно, уговорили! Возвращаю вам вашего Ивашку. Учите его дальше уму-разуму. А там глядишь, и я может с вами за парту сяду. До свидания!
Логопед: Ну, вот и наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:
Влево, вправо повернись
В детском саду очутись.
Итог:
Логопед: Вы справились сегодня со всеми испытаниями. Мы выручили нашего Ивашечку и теперь он снова будет заниматься с нами на занятиях.