РИТА ЗАКИРОВНА БОДЯЖИНА
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Публикация «Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы, Из опыта работы» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования на занятиях по развитию речи дети является пересказывание, составление творческих рассказов,
сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц.
К таким занятиям определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работали над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.
Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия.
Я использовала все методы моделирования :
1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры;
плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
2. Предметно -схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов : нас, в, к).
3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Проведя анкетирование, я пришла к тому, что многие родители не знают о методе моделирования, применении этого метода при обучении детей рассказыванию.
Я провела семинар-пракикум по данной теме. Такая форма работы позволила решить целый комплекс задач:
• осуществлять педагогическое просвещение родителей по использованию метода моделирования в рассказывании текста детьми;
• реализовывать единый подход в обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;
• транслировать лучший опыт обучения в семье;
• оказывать родителями помощь при создании наглядности, дидактических игр, иллюстраций, театров.
По данной теме проводила с родителями индивидуальные и групповые консультации, использовала наглядную агитацию, проводила открытые мероприятия, дни открытых дверей, изготавливала наглядные пособия.
В групповом родительском уголке на стенде помещала материалы о состоянии развития речи детей, уровни речевого умения ребенка данного возраста, записи рассказов, пересказов детьми с использованием моделирования (папка "Как рассказывают наши дети?").
Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Но родители заинтересовались этой проблемой и стали помогать в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр.
Для лучшего усвоения материала организовывала
развивающую среду :
• дидактические игры помогали обучать детей рассказыванию, развивали умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказывать о животном об игрушке cоставлять сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом.
Дидактическая задача была облечена в игровые ситуации. Здесь отчетливо выступали побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Например,
''Что сначала, что потом?", "Что в дороге пригодится?", "Волшебные слова" и другие.
• В книжном уголке располагали интересные книги с цветными иллюстрациями, детские рисунки к рассказам, сказкам, стихам, а также предметные картинки.
• Cозданы театры (плоскостной, схематический, символизация) c целью создания психологических портретов героев, подготовке и проведению игр-драматизаций; составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их диалогов; в придумывании сказок по аналогии со знакомыми.
• Для лучшего усвоения использовали средства ТСО : аудиозаписи, диктофон. Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике образа и драматизируют придуманную историю.
• Схемы, графические карты, наборы графических карточек способствовали логическому рассказыванию детьми, соблюдению структуры текста. Учили придумывать начало, середину, конец текста.
Речь детей становилась последовательной, лексически и интонационно выразительной при использовании схем. Развивающая среда соответствовала возрасту детей, их возможностям, программным задачам, что способствовало усвоению материала.
Выводы
Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью моделирования :
1. Использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.
2. Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.
3. Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.
Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата
Рекомендации
• активно используйте предметную обогащенность
среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров);
• давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации);
• применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки);
• используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство.
Я рекомендую педагогам и родителям активнее использовать моделирование в развитии речи детей.