Получи документы

Метод наглядного моделирования и речь детей. (3 фото)

Ольга Никифорова
Метод наглядного моделирования и речь детей.
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Публикация «Метод наглядного моделирования и речь детей,» размещена в разделах

Мы хотим поделиться опытом работы нашего ДОУ, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы. Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование? Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.

Моделирование состоит из следующих этапов: усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью. В работе с д6етьми дошкольного возраста моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связи между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать их к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

Работу с модельными схемами мы проводим с младшей группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.

Параллельно с этой работой мы считали необходимым обязательное использование настольно - печатных игр, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года".

В старшей и подготовительной к школе группах проводилась работа по построению и использованию наглядных схем и моделей :

1. Прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или с ролями, рассматривание иллюстраций к произведению.

2. Рассказывание сказки, её обыгрывание, замена какого-нибудь сюжета или героя сказки на предмет – заместитель. Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму - квадрат.

3. Отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению. Мы предлагаем ребенку прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматривание иллюстраций, предлагаем в помощь готовую модельную схему и показываем, как можно последовательно составить рассказ.

4. Под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что-то конкретное, а только советует, направляет и дает возможность ребенку самому проявить инициативу.

5. Самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения или составления творческого рассказа.

6. Самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создает элементы модельной схемы к произведению.

7. Модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок.

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованная работа с методом наглядного моделирования окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками дошкольников.

Метод наглядного моделирования и речь детей.
Фото №1 Все мы знаем как трудно бывает ребенку построить связный рассказ даже просто пересказать знакомый текст Фото №2 Дело тут не только в уровне
Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Развитие связной монологической речи детей посредством метода наглядного моделирования В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Красивая, правильная речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования и речь детей.
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 09:55
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод наглядного моделирования и речь детей.» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Никифорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД