Наталья Ефремова
Опыт работы «Использование познавательных игр с краеведческим содержанием в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы подготовить ребенка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо развивать те качества личности, которые определяют его отношение к родному краю. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экономическим своеобразием Мордовского края.
Наилучшим способом усвоения материала детьми являются игры с краеведческим содержанием. Ведь игра – это основная деятельность детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс, поэтому познавательную игру с краеведческим содержанием мы включаем в занятия, праздники, в повседневную деятельность. Знакомя детей с природными условиями мордовского края, включаем такие игры как «Экологические пирамиды», «Подбери листок и плод», «У нас в гостях животные», «Птицы нашего края» и другие. В играх закрепляются представления детей о растительном и животном мире лесов Мордовии, развивается память, мышление, речевая активность.
Публикация «Опыт работы „Использование познавательных игр с краеведческим содержанием в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
Формируя понятие о многонациональности республики знакомим с национальными костюмами, а для закрепления знаний проводим игру «Одень куклу».Детям предлагается определить, какому народу принадлежит тот или иной национальный костюм, указать из каких предметов он состоит, каковы его особенности, особенности головного убора, какой цвет преобладает.
Для закрепления знаний о мордовском декоративно-прикладном искусстве проводим игры «Составь узор», «Магазин сувениров», в которой ребенок определяет из какого материала изготовлен сувенир, каковы его особенности.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной культуры.
При ознакомлении с городом Саранском мы проводим следующие игры – «Назови памятник», «Собери целое», «Найди отличия», «Найди по описанию», «Знатоки Саранска» и другие. Эти игры способствуют расширению и закреплению представлений детей о прошлом и настоящим города Саранска, его достопримечательностях, об отраслях промышленности, о мире профессий и организаций. В игре «Найди сходства и отличия», «Узнай и назови» дети знакомятся с гербом Саранска и других городов.
Как и у всех народов у мордвы есть свои народные игры, которые мы тоже включаем в работу с детьми. Они содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции. Мордовская игра несет информацию о прошлом, передает традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений, развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа («В редьку», «В базар» и другие, подражание повадкам животных и птиц («В зайчиков», «В белочек», «В голубей» и другие). Некоторые игры сопровождаются текстом. Бессюжетные мордовские игры содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели («Салки», «В котел», «В ямки» и другие).
Включая познавательные игры с краеведческим содержанием в работу с детьми, можно сделать вывод:
• что у детей формируется любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Мордовского края;
• развивается бережное отношение к городу Саранску, его достопримечательностям, к культуре, природе;
• воспитывается чувство ответственности за все то, что происходит в городе, сопричастности к этому;
• формируется умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.