Светлана Маркелова
Использование игровых технологий в организации работы по ранней профессиональной ориентации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра —это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, быть капитаном, врачом и т. д.» А. Г. Асмолов.
Очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Публикация «Использование игровых технологий в организации работы по ранней профессиональной ориентации дошкольников» размещена в разделах
Исходя из возрастных особенностей наших детей, мы пришли к выводу, что наглядный пример обладает лучшим свойством запоминания детьми информации о профессии. Поэтому вначале мы наблюдали за работой младшего воспитателя, дворника, сотрудников медицинского кабинета и кухни, прачки.
После этого рассматривали демонстрационные картинки, чтобы дети могли соотнести увиденное в живую с настольно-печатными материалами.
Затем начинали использовать дидактические игры : «Кто что делает?», “Кто использует в работе?” (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу).
Так же играли в игру «Карусель профессий».
Дети встают в круг, звучит музыка из мультфильма карусель, поехала карусель. Музыка останавливается, дети должны показать задание водящего: «Как делает врач», «Как делает повар», «Как делает шофер», «Как делает строитель», «Как делает воспитатель». И второй вариант (обратный) – воспитатель показывает какие-либо действия, а дети должны отгадать, кто так делает.
В силу раннего возраста, вся деятельность с детьми проходит в игровой форме, поэтому практически все режимные моменты можно обыграть, используя информацию о профессиях. В ходе образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию, мы часто превращались в художников, скульпторов или музыкантов, а так же артистов и танцоров.
А в ходе образовательной деятельности и индивидуальной работы по физическому развитию – спортсменами: бегунами, прыгунами т. д. В этом нам помогают атрибуты музыкального и спортивного центров.
В центре природы – мы становимся агрономами, следим за нашими растениями, а так же занимаемся посадкой «оконного огорода».
Используя наборы животных, как домашних, так и диких животных лесов и теплых стран, мы играем в «Фермеров», а так же в «Смотрителей зоопарка». Раньше у нас была возможность в действительности быть птичниками, но нам ее перекрыли шифером.
Ну и теперь у нас появилась замечательная игра «Садоводы-огородники», как мы в нее играем, вы видели на открытом мероприятии.
Каждый год в группе есть хотя бы один ребенок, который умеет достаточно хорошо говорить и увлекается книгами, для таких детей мы используем игру «Воспитатель». Ребенок берет книгу, дети садятся вокруг него, и он им «читает» иногда очень даже не плохо.
Наверное, самой первой игрой становится игра «Повара». Дети очень любят готовить кашу, суп и компот, а потом кормить этим других детей или воспитателей.
Так же в лидерстве «Поварам» не уступает «Елена Николаевна», многие хотят побыть в роли младшего воспитателя, поносить ее пилотку и фартук, стелить скатерти и расставлять посуду.
Так же очень востребованными являются специальности «Водитель» и «Строитель», иногда эти две игры объединяются в одну – кто-то строит дорогу и дома, а кто-то по этой дороге ездит. Для этого используются и кубики, и конструктор и мягкие модули, мелкие и крупные машины, а так же наша игровая машина, на которой дети часто ездят, либо в магазин, либо на море.
«Доктора» тоже пользуются успехом, эта профессия наряду с поваром очень известна и понятна детям, так как они очень часто с ней сталкиваются.
Так же каждый день в группе работает парикмахерская и салон красоты, которые любят посещать, как мальчики, так и девочки. Там же учатся быть моделями. Все полученные знания и умения, каждый год на 8 марта мы демонстрируем на своих мамах.
Не смотрите на то, что мы совсем маленькие, с работой выключателей, розеток, тумблеров, патронов и распределительной коробки – знаком каждый ребенок в группе. Уголок «Электрика» очень популярное место.
Во время прогулки, особенно осенью и зимой, с целью помочь дворнику – все превращаются в дворников и собирают листья и чистят снег.
Каждый последний понедельник месяца в группе работают «Ученые-исследователи», которые проводят всевозможные эксперименты, а затем делятся своими научными открытиями с родителями.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Чем мы целый день и занимаемся.