Анна Агафонова
Обобщение опыта «Организация театрально-игровой деятельности у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта
«Организация театрально-игровой деятельности
у детей раннего возраста»
Актуальность. Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
Публикация «Обобщение опыта „Организация театрально-игровой деятельности у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
По мнению исследователей Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др. именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых ФГОС.
Поэтому, считаю, что театрализованная деятельность является в дошкольных образовательных учреждениях приоритетной деятельностью, поскольку она,
• во-первых, приближена к игре, которая, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
• во-вторых, в ней ребенок имеет пространство свободы самовыражения, сотворения своего образа самыми доступными для него способами - движение, мимика, интонация, жесты, поза;
• в-третьих, литературные произведения знакомят ребенка с накопленным опытом коммуникаций, взаимодействий, поведения, а театрализованная деятельность преобразует этот опыт, который становится индивидуальным, социокультурным.
Рассмотрев, роль одной из самых привлекательных форм деятельности дошкольников – театрализованной деятельности, учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, мной были сформулированы цель и задачи работы.
Целью моей деятельности стала организация театрально-игровой деятельности у детей раннего возраста
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по театрально-игровой деятельности.
3. Пополнить игровой центр соответствующими материалами.
4. Создать картотеку театрализованных игр для применения в работе с детьми.
5. Приобщать детей к сказкам посредством различных видов театра;
6. Расширять взаимодействие с родителями воспитанников, привлекая к участию в творческой деятельности группы.
Работу по данной теме начала с детьми первой группы раннего возраста.
Многие вновь поступающие дети очень тяжело переживали отрыв от семьи, от мамы. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь приходит игрушка. В адаптационный период мне помогал сгладить переживания детей кукольный театр. А именно куклы из театра бибабо. Куклы помогали установить контакт с ребенком, особенно, если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребенок, особенно малыш быстрее идет на контакт, чем со взрослыми. Когда кукла разговаривает с детьми, они сразу затихают, слушают его внимательно. Дети, которые избегают прикосновений скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой (зверюшкой, клоуном, чем со взрослыми). Затем кукла предлагает детям поиграть. Дети с удовольствием с ней играют, забывают о своих комплексах.
Так же использовала театрализацию в других видах деятельности педагогического процесса: в воспитании КГН ; во время еды; перед сном; как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно – ролевых и подвижных игр.
Любимым театром детей раннего возраста стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем! Дед бил, бил, не разбил! Тянут, потянут.)
При решении поставленных задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением и повторением произведений. В содержание занятий по театрализованной деятельности включала :
- Игры–имитации образов животных, людей;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета;
- Инсценировки произведений;
- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);
- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
Учить детей играя - это один из самых эффективных способов, в котором наиболее полно и ярко выражается принцип обучения. В своей работе по воспитанию и развитию дошкольников через театрализованную деятельность, я использовала следующие принципы:
1. Принцип наглядности в обучении имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер. (иллюстрации, видеоматериалы и др.);
2. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
3. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
4. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
5. Принцип индивидуального подхода к детям – организация работы с учетом индивидуальных особенностей детей.
6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
7. Принцип доступности - театрализованная деятельность детей составлена с учетом возраста воспитанников, построена по принципу дидактике (от простого к сложному);
8. Принцип развивающего и воспитательного характера обучения - направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.
При руководстве игрой - драматизацией применяла прямые (показывают способы действия) и косвенные (побуждают ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”).
Но детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, в силу, того что не все ребята умеют разговаривать, поэтому вместо фраз, они показывали жесты. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.
Ребята познакомились с разными видами театров, с удовольствием принимают участие в показе сказок, в драматизациях, но, некоторые дети остаются пассивными.
Привлекала малоактивных детей на роли, где меньше слов, проще движения. Поощряла за выход, и готовность выполнить роль. Постепенно дети становились более активными.
В настоящее время все дети с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх.
Работу по театрально - игровой деятельности я вела в тесном контакте с педагогическим коллективом (музыкальным руководителем, физкультурным работником) и родителями воспитанников.
Сотрудничество с родителями осуществляла в следующих формах:
- выступление на родительских собраниях,
- в изготовлении дидактических игр, книжек-малышек, атрибутов, театральных костюмов и декораций (домик, настольная и напольная ширмы);
- тематические выставки, беседы, оформление папок – передвижек с консультациями;
- участие в праздниках, развлечениях (папа воспитанника сыграл роль Деда Мороза)
Для успешной работы мной создана предметно-пространственная среда:
- оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров;
- подобраны и оформлены картотеки по играм, артикуляционные и дыхательные гимнастики, создан альбом рисунков по сказками и альбом эмоций.
Работая по данной теме, с 2015 по 2018 годы, разработала и реализовала в группе 2 проекта, с продуктом которых можно ознакомиться на выставке. Первый проект «Организация театрально-игровой деятельности детей раннего возраста» был представлен на студенческой научно - практической конференции, на Всероссийском конкурсе «Педагогика 21 века», где занял 2 место, на Всероссийском творческом конкурсе в номинации «Педагогические проекты» и занял 1 место, опубликован в Всероссийском издании «Слово педагога» (имеется свидетельство о публикации)
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности в группе можно назвать следующее: дети стали более эмоциональными, более мобильными. Они учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно.
На мой взгляд, театрализованная деятельность, в соответствии с ФГОС ДО, может быть включена во все виды образовательной деятельности : игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д., в ходе режимных моментов и, конечно, в самостоятельную.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Данная тема мне нравится, и я буду продолжать работу в этом направлении, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей уже средней группы.
В перспективе я планирую:
- изготовить новые дидактические игры
- дополнить картотеки уже для детей старшего возраста
- сделать театр теней (с привлечением родителей)
- расширить виды театра для детей старшего возраста.