Татьяна Янова
Внедрение методов и приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ, как универсальный в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.
Темочки:
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Цель введения методов приёмов ТРИЗ в изобразительную деятельность детей : воспитать творческую, эстетически развитую личность, способную к самовыражению через различные формы изодеятельности.
Основные задачи:
• Воспитать качества творческой личности;
• Формировать навыки творческой работы, включающей следующие компоненты:
1. развитие воображения,
2. оригинальность мышления,
3. способности ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации, умения рассуждать и делать выводы,
4. находчивости, внимательности и сообразительности;
Методы и приёмы ТРИЗ не обошли стороной и изобразительную деятельность. Есть такие методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность.
Система работы по изодеятельности должна быть построена в двух направлениях: обучение детей непосредственно технике: традиционной и нетрадиционной, и задание творческого характера.
Одно из главных направлений в обучении нетрадиционным техникам изображения - помочь детям понять, что в нетрадиционной технике есть скрытые ресурсы. Удачный выбор ресурса - основа для успешного решения творческой задачи. Ресурс - это то, что помогает решить творческую задачу.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение
Задание творческого характера – можно выделить два раздела.
1. Игры и задания, активизирующие творческое воображение, но не имеющие непосредственного отношения к РТВ и ТРИЗ. Они позволяют освоить традиционные и нетрадиционные техники, приобщиться к определённым стилям изобразительного искусства, но они не инструментированы, т. е не имеют ярко выраженных механизмов, гарантированно дающих интересные решения у детей. Чаще такие игры широко описаны в методической литературе. Сюда относятся дорисовывание различных элементов (игры с точкой, линией, геометрическими фигурами, кляксами, пятнами, задания "Дорисуй".
2. Игры и задания, основанные на моделях ТРИЗ-РТВ-технологии. Каждая из этих моделей является инструментом формирования конкретных навыков мышления, необходимых для работы с проблемами в рамках ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Думается, что их использование позволит решить целый спектр задач, связанных с формированием умений работать с проблемами, решать творческие задачи.
Чаще используют в изодеятельности такие модели и приёмы : типовые приемы фантазирования, морфологический анализ, "этажи Эвроритма", системный оператор, модель противоречий, антропоморфизм, приемы "Точка зрения" и "Синектика"