Алла Кущева
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через элементарные опыты и экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через элементарные опыты и экспериментирование»
Актуальность темы:
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.
Публикация «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через элементарные опыты и экспериментирование» размещена в разделах
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
- углублять представления о живой и неживой природе;
- способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Перспективный план работы с детьми:
Октябрь «Свойства песка»
1. «Почему не получится куличик?»;
2. «Из чего состоит песок»;
3. «Определение цвета песка»;
4. «Движение песка»;
5. «Следы на песке» формочки, вода, песок тарелочки, лупа, трубочки, игрушки твёрдые (животные)
Ноябрь «Свойства воды»
1. «Вода прозрачная»;
2. «Переливание воды»;
3. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»;
4. «Как вода гулять отправилась» прозрачные пластиковые бутылки наполовину наполненные водой, пластиковые стаканчики, прозрачная миска и широкая чашка, воронка, поднос, клеёнка, фартуки, лейка, комнатные растения, пульверизатор, ванночка с водой, резиновая груша, пластмассовый шприц без иглы, губка
Декабрь «Воздух»
1. «Что в пакете?»;
2. «Почему кораблики не плывут?»;
3. «Рыбалка»;
4. «Кто разбудил китёнка?» Целлофановые пакеты, кораблики из бумаги, тазики с водой, трубочки, стаканчики с мыльной водой, мелкие игрушки, сачок, ситечко
Январь «Снег. Какой он?» [/b]
1. «Снег холодный и белый»;
2. «Снеговик»;
3. «Следы на снегу» ;
4. «Мы снежинки» Снег, игрушки – Снеговик, игрушки твёрдые (животные, иллюстрации со снежинками, ведёрки, чашка, стакан, чёрный лист картона
Февраль «Свойства льда»[/i]
1. «Ледяная избушка»;
2. «Цветные льдинки»;
3. «Таяние льда в воде»;
4. «Цветные бусы» платочек, лёд, тазик с водой, стаканчики, формочки краски, нитки
Март «Плавает – тонет»
1. «Мяч»;
2. «Что тяжелее?»;
3. «Сказка о камешке»;
4. «Плавает, тонет, растворяется» Кукла для игровой ситуации, мяч, камушки, песок, три коробочки для сортировки предметов, игрушки – предметы для опыта, песочные часы
Апрель «Травка зеленеет, солнышко блестит»
1. «Огород на окне»;
2. «Веточка в вазе»;
3. «Солнечные зайчики»;
4. «Свет повсюду»;
5. «Фонарик» Лук, вода баночки, ветка берёзы, ваза, зеркало, фонарик, иллюстрации, картинки с источником света