Елена Георгиевна
Из опта работы по развитию речи «Проектная деятельность с созданием тематических циклов из лэпбуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связанной речи детей в комбинированной группе.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Публикация «Из опта работы по развитию речи „Проектная деятельность с созданием тематических циклов из лэпбуков“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (чаще у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а, уж, планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.
К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющих общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему обучению в школе. Поэтому проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.
В детском саду для решения подобной проблемы, мы используем разные способы и методы.
Одним из методов является – проектный метод. Наш интерес к этому методу, объясняется тем, что он обладает потенциальной интегративностью, соответствует технологии развивающего обучения, обеспечивает активности детей в учебном процессе.
При этом активная деятельность затрагивает все стороны детской деятельности – игровой, познавательной, речевой и творческой.
Речевая активность заключается в том, что ребенок учиться задавать вопросы, делать умозаключения, что становится основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.
Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников.
На первом, мотивационном этапе решаются множество коммуникативных задач (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, речевых (развитие диалогической и полилогической речи : умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения, познавательных задач. Таким образом, мы видим, что дети учатся общаться между собой. Задача воспитателя на данном этапе корректировать речь ребенка (следить, чтобы предложения были правильно составлены, помочь подобрать правильно слова и т. д.).
На втором, проблемно-деятельностном этапе решаются задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).
На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация, где решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.
И в качестве итоговой творческой работы может выступать лэпбук, который также имеет большую роль в речевом развитии детей. Лэпбук используется уже многими и имеет различную тематику. Но в данном случае, мы используем его как особую форму организации познавательного материала, полученного в процессе проектной деятельности. Используя лэпбук, мы имеем возможность рассказать о последовательности проекта, провести словарную работу, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально, чтобы закрепить и проверить знания, полученные в процессе. Лэпбук хорош и тем, что позволяет включать в работу и детей с ОВЗ. Яркая, красочная, «загадочная» книга, побуждает детей с ОВЗ к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку.
Занимательная папка обязательно будет привлекать внимание всех детей группы, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию речи, мелкой моторики.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе «делания». Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
ПРОЕКТ «УМНЫЕ КНИЖКИ»
Цель: продолжить повышать познавательную и творческую активность детей дошкольного возраста в процессе формирования целостной картины мира посредством систематическом использовании лэпбуков в образовательной деятельности.
Задачи:
повысить интерес детей в самостоятельном поиске знаний;
закрепить знания посредством регулярного использования лэпбуков;
развивать у детей умение самостоятельно осваивать окружающий мир, используя полученные знания;
формировать систему знаний, умений и навыков у детей;
познакомить детей и родителей с технологией «Лэпбук», привлечь их к изготовлению лэпбуков;
использовать лэпбук как содержательный элемент развивающей предметно-пространственной среды группы.
Тип проекта : информационный, комплексный, творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: долгосрочный (учебный год).
Темы, используемые в проекте : «Золотая книга осени», «Книги про маму», «Серебряная книга Деда Мороза», «Книжкина неделя», «Весна пришла».
Стратегия достижения поставленных целей и задач (на примере подпроекта «Серебряная книга Деда Мороза»).
Тип проекта : среднесрочный, исследовательский, творческий.
Сроки реализации: ноябрь-декабрь.
Цель подпроекта : продолжить расширять и обобщить у детей представления о природе зимой и деятельности человека.
Задачи подпроекта :
обобщить знания детей о природе и природных явлениях зимой;
сформировать представления о причинах сезонных изменений;
расширить знания детей о растениях, жизни животных и птиц зимой;
развивать творческие способности детей, воображение;
развивать навыки художественного творчества детей;
воспитывать интерес и любовь к народным праздникам и традициям;
привлекать в педагогический процесс семьи воспитанников.
Участники подпроекта : воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.
План подпроекта
1. Собрать необходимую информацию, используя методическую литературу, интернет источники.
2. Оформить информационный стенд для родителей о ходе проекта.
3. Провести ряд занятий по теме проекта.
4. Организовать выставку работ совместного творчества детей и родителей (лэпбуки).
5. Подготовить и провести совместными усилиями педагогов, детей и родителей новогодний утренник.
6. Презентация лэпбуков на утреннике.
Виды деятельности
в процессе реализации подпроекта.
Воспитатель.
Построение «модели трёх вопросов».
Сбор информации по теме проекта.
Организация игровой деятельности.
Организация продуктивной деятельности.
Организация опытов.
Чтение художественной литературы.
Проведение познавательных занятий, наблюдений.
Организация родителей и детей на изготовление лэпбуков.
Участие в подготовке к новогоднему утреннику.
Дети.
Участие в «модели трёх вопросов».
Участие в игровой ситуации, продуктивной, познавательной деятельности.
Ознакомление с художественными произведениями, репродукциями картин, музыкальными произведениями по теме проекта.
Участие и проведение опытов, наблюдений.
Сбор информации по теме проекта.
Участие в изготовлении продуктивной деятельности.
Участие в новогоднем утреннике.
Участие в изготовлении лэпбуков с родителями.
Музыкальный руководитель.
Ознакомление детей с музыкальными произведениями, играми, песнями по теме проекта.
Подготовка новогоднего утренника.
Родители.
Помощь в сборе информации по теме проекта.
Изготовление поделок и другой продуктивной деятельности.
Участие в новогоднем утреннике.
Участие в изготовлении лэпбуков.
Виды деятельности в процессе реализации проекта.
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей: умные книжки, новогодний праздник.
Совместная деятельность детей и родителей : создание умной книжки (лэпбука).
Модель трёх вопросов
Что знаем? Что хотим узнать? Где и как?
Зимой бывает снег
Снег холодный, блестит
Зимой бывает иней на деревьях
Узоры на окнах
Сосульки на крышах
Гололёд на дорогах
Зимой бывает метель, вьюга
Холодно, листьев нет, на деревьях снег
Животные по-разному готовятся к зиме.
Насекомые исчезают.
Перелётные птицы улетают, зимующие остаются.
Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, снегоходах
Можно делать «ангела» на снегу.
Как образуются снежинки?
Почему зимой холодно?
Где и когда появились коньки?
Животные в зимнее время?
Как зовут иностранного Деда Мороза?
Где зимуют раки?
Зимующие птицы.
Как зимуют рыбы?
Народные приметы зимой.
Особенности зимней природы.
Новогодние традиции разных стран.
Рождественские традиции.
Произведения художников, писателей, поэтов и музыкантов о зиме и зимних праздниках.
Зимние виды спорта. Спросить у взрослых.
Узнать у учёных.
Понаблюдать.
Воспользоваться интернетом.
Посмотреть телевизионную программу.
Из книг.
Найти информацию в энциклопедии.
На занятиях в детском саду.
У старших братьев и сестёр.
Ожидаемые результаты. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Объединить семью в достижении образовательной задачи, формировании познавательной активности ребенка. Разнообразить и дополнить развивающую-предметно-пространственную среду группы. Подготовиться к тематическим праздникам, по темам которых были сделана «Умные книги». Научит ребёнка презентовать результаты своего исследовательского и творческого труда. Дети научатся запоминать информацию через различные способы подачи: литературные формы, навыки работы с карандашом, решение логических задач, игровые действия; речь станет более развитой. Так же опосредованно у ребенка повысится творческая инициативность, развитие общей ручной умелости и мелкой моторики, нравственно-эстетическое восприятие, пространственное мышление. Совместное творчество укрепляет психологическую связь между детьми, педагогами и родителями, а также позволяет расширить диапазон досуга дошкольников.