Черкасова Диана Владимировна
Из личного опыта. Игровой стретчинг. Мой подход к работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Использование нетрадиционных средств и методов оздоровительной направленности позволяет не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и вывести на качественно новый уровень - раскрытие потенциальных способностей дошкольника.
В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий, организации совместной двигательной деятельности детей.
Публикация «Из личного опыта, Игровой стретчинг, Мой подход к работе с детьми» размещена в разделах
Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга, основанная на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника в игровой форме, оказывающих оздоровительное воздействие на весь организм. Манипулирование своим телом в медленном, а значит, в безопасном ритме дает наиболее эффективные результаты. На занятиях игровым стретчингом не следует прилагать запредельных усилий, что упрощает работу с детьми. Эта методика как нельзя лучше подходит для ее внедрения в работу с дошкольниками.
У методики «игровой стретчинг» есть преимущество перед другими видами физической активности, это - выполнение специально подобранных упражнений на растяжку мышц под музыку и в игровой форме. Ведь игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игру можно играть взрослому с одним ребенком или с группой детей. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету, с музыкальным сопровождением. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего двигательного поведения.
Можно утверждать, что оздоровительная методика «игровой стретчинг», является инновационным средством и благоприятно влияет на оздоровление детей в целом.
Мне важно вооружиться инновационными формами, методами физкультурно-оздоровительной работы с детьми, чтобы организовать и проводить занятия интересно, полезно и увлекательно. Поэтому ведущая педагогическая идея опыта работы определяется разработкой специальных игр и упражнений игрового стретчинга для формирования у детей положительных эмоционально-волевых качеств, совершенствования телесных представлений, понимания выполняемых движений, способствующих укреплению здоровья.
Принимая во внимание актуальность проблемы, я поставила перед собой цель - создание условий для развития физических качеств и эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста. Поэтому, тема моего самообразования – «Игровой стретчинг как средство оздоровления детей дошкольного возраста».
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- способствовать формированию у детей осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни;
- использовать методику стретчинга для формирования правильной осанки в различных видах деятельности на занятии;
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения на основе личностно - ориентированного взаимодействия с ним.
В работе по данной методике мною были определены следующие принципы:
1. Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с физическим и психическим развитием ребенка.
2. Принцип систематичности – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.
3. Принцип постепенности - обучение упражнениям от простого к сложному, учитывая степень подготовленности ребенка.
4. Принцип индивидуальности - учет особенности возраста, особенностей каждого ребенка.
5. Принцип доступности – изучаемый материал должен быть легким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся.
6. Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития двигательных навыков ребенка.
7. Принцип наглядности – показ физических упражнений, образный рассказ.
8. Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения переутомления детей и оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.
9. Принцип сознательности и активности – понимание пользы упражнений, привитие навыков самоконтроля.
При эффективной работе в течение года я предполагаю следующие результаты у детей:
- развитие опорно-двигательного аппарата;
- формирование правильной осанки;
- формирование мышечной силы;
- развитие внимания, памяти;
- повышение интереса к занятиям физической культурой.
Работая над использованием данной методики, я изучила труды педагога-психолога, методиста Института валеологического образования А. Г. Назаровой (Назарова А. Г. Игровой стретчинг. Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : метод. пособие/ А. Г. Назарова, - С-Петербург, 2010, -63с., доктора педагогических наук, профессора Н. А. Фоминой (Фомина Н. А. Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия для дошкольников в музыкальном ритме сказок [Текст] : метод. пособие/ под ред. Н. А. Фоминой – Волгоград: Учитель, 2011, - 91с., кандидата педагогических наук М. А. Руновой (Рунова М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативно – игровой среды)[Текст] : методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей / М. А. Рунова, - М., ЛИНКА – ПРЕСС, 2007,- 96 с. + цв. вкл. 16 с., а так же работы Е. В. Сулимы (Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг[Текст] : метод. пособие/ Е. В. Сулим,- М. : ТЦ Сфера, 2010.112с. - (Здоровый малыш) и О. Ф. Горбатенко (Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ : планирование, занятия, спортивнодосуговые мероприятия [Текст] : метод. пос. / О. Ф Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2008.-159 с., чьи авторские технологии направлены на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательной и эмоциональной сферы детей.
Изучив методическую литературу по данной проблеме, я разработала программу «Игровой стретчинг в детском саду», рассчитанную на занятия с детьми от 4 до 7 лет; составила перспективное планирование занятий; подобрала методические пособия, наглядный материал; разработала конспекты занятий, игр, упражнений; подобрала инструментальную музыку к занятиям: классическую, русскую народную, из мультфильмов, детскую современную; разработала критерии оценки умений и навыков воспитанников в упражнениях игрового стретчинга; провела диагностику «Критерии оценки умений и навыков в упражнениях игрового стретчинга».
Учитывая требования ФГОС ДО по созданию предметно-пространственной развивающей среды, для эффективной организации совместной игровой деятельности, двигательной активности, выполнения упражнений, способствующих успешному овладению приемами игрового стретчинга, в ДОУ имеются спортивный и музыкальный залы, обеспеченные необходимым спортивно-игровым и обучающим оборудованием.
Особое внимание в своей работе я уделяю детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Изучив литературу, я поняла, что методика игрового стретчинга подойдет для детей, имеющих особенности в развитии (нарушение опорно-двигательного аппарата; нарушение дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем). Работая с детьми, имеющими ОВЗ, необходимо помнить, что не интенсивность, а систематичность упражнений является ключом к успеху при занятиях стретчингом. Кроме этого, положительным аспектом использования игрового стретчинга в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом, а движение по методике игрового стретчинга позволяет производить коррекционную работу наиболее эффективно, поскольку именно движение активизирует функции всего организма, усиливает и улучшает дыхание, кровообращение.
Неотъемлемой частью моей работы является взаимосвязь с родителями моих воспитанников. Анкетирование родителей показывает, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Я считаю, что в моей работе необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические и практические знания. Мною был составлен перспективный план по взаимодействию с родителями. На родительских собраниях я рассказывала об организации и методике проведения игрового стретчинга, о роли родителей в подготовке детей к занятиям, о значении данной методики в укреплении здоровья детей. Мною была проведена консультация «Влияние игрового стретчинга на физическое развитие детей». Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я рекомендовала использовать несколько упражнений на растяжку в домашних условиях, обеспечив их буклетами со специально разработанными упражнениями по методике игрового стретчинга. Я подготовила презентацию «Игровой стретчинг»; были проведены открытые занятия (название) и мастер-класс, где родители с удовольствием выполняли несложные стрейчинговые упражнения. Для более широкой пропаганды игрового стретчинга была размещена информация на официальном сайте учреждении. Более того, я систематически размещаю свои наработки на различных образовательных сайтах (в Международном образовательном портале Мaam.ru, на ведущем образовательных порталах России infourok.ru., «Солнечный свет», «Школлеги»).
Общий анализ работы с родителями позволил мне сделать вывод, что занятия организованные по методике игрового стретчинга, помогли повысить эффективность работы по оздоровлению детей, сформировать потребность родителей в здоровом образе жизни в своей семье, узнать мою работу по физическому воспитанию детей.
Определенная работа по обучению методике игрового стретчинга была проведена с воспитателями нашего ДОУ (консультация «Игровой стретчинг как способ повышения интереса у детей к физкультурным занятиям», мастер-класс, буклеты).
Совокупность разнообразных форм работы по методике игрового стретчинга создало определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития, укрепления здоровья и эмоционального благополучия детей. Внедряя данную методику в систему занятий для дошкольников, я заметила, что:
- повысился интерес к таким занятиям;
- возросла координация движений, их точность, отсутствуют лишние движения;
- дети сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке;
- дети сохраняют пространственную ориентацию, организованны, дисциплинированны;
- в движениях есть пластика, красота, четкость.
Я постоянно работаю над повышением своей профессиональной компетентности, изучаю литературу.
Дальнейшая перспектива моей работы по методике игрового стретчинга направлена на применение «стрейчинговых» упражнений в театральной деятельности, в создании «Театра движений».