Олеся Константиновна Солодюк
Конспект познавательного занятия «Из истории русских пряников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия «Из истории русских пряников»
Цель: приобщать детей к традиционной культуре, через знакомство с национальным кушаньем: медовыми пряниками, с историей их появления.
Задачи:
1. Знакомить с традициями русского народа на примере изготовления пряников на Руси;
Публикация «Конспект познавательного занятия „Из истории русских пряников“» размещена в разделах
2. Формировать умение детей лепить пряники из соленого теста.
3. Развивать художественные способности. Создать условия для творческого применения освоенных умений.
5. Воспитывать желание интересоваться окружающим миром;
6. Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;
7. Проявлять терпение и умение дослушивать ответы товарищей до конца;
8. Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи.
Работа по обогащению словаря: пряничные доски, козули, пряности, ароматный.
Входит Кисонька:
"Мяу! Здравствуйте, ребятки, а я – Кисонька-Мурысонька, пришла пригласить вас в гости к бабушке Арине, она знает много сказок, шуток и веселых прибауток. Она всех потешет, всем споет, очень деток в гости ждет. Хотите пойти к ней в гости? Вот она дала мне клубок волшебный, он приведет нас к ней.
(Дети с кошкой идут к дому бабушки Арины, сматывая клубок, а столом сидит бабушка Арина…
Воспитатель (бабушка Арина) :
"Здравствуйте, деточки. Спасибо Кисонька-Мурысонька, что привела их ко мне. "
Киска: "Приглашай гостей".
Воспитатель:
"Я бабушка Арина, рада гостям, как добрым вестям, каждому найдется и местечко, и словечко. Проходите, детушки. Я гостям всегда рада. Хочу услышать ваши имена, а в этом мне поможет мой волшебный клубочек. Этот клубочек поможет вам найти ласковое слово для своего соседа:
Клубочек соседу передаю и ласково имя его назову - …»
Игра "Клубочек ласковых имен"
Воспитатель: Ребятки, а у меня есть для вас
Загадка:
Очень ароматные, сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце, словно в радостном румянце.
(Ответы детей)
Присаживайтесь на ковёр ребята, и ты кисонька (Дети садятся вокруг). Сейчас мой самовар закипит, бабушка вас всех чаем напоит.
Пальчиковая гимнастика
А ты, Кисонька – Мурысонька где была?" (поглаживаем руки)
Киска: "На мельнице"(показываем моталочку)
"Кисонька – Мурысонька, что ты там делала?"
Киска: "Муку молола". (ладошки друг о дружку растираем)
"Кисонька – Мурысонька, что из муки пекла?"
Киска: "Прянички". (показываем движение лепим пирожки)
"Кисонька – Мурысонька, с кем прянички ела?"
Киска: " Одна"(грозим пальцем)
"Не ешь одна, не ешь одна!
Воспитатель: Что ты наделала, Кисонька! Все прянички съела. Чем же я детей угощать буду?"
Киска: "Да я пошутила! Как же я детишек оставлю без угощенья? Поглядите-ка, что я принесла. Посмотрите дети, какие прянички (достает прянички из корзинки). Вот, как чай закипит, мы их с вами съедим, а сейчас давайте поглядим, какой они формы, на что похожи?"
Киска: "А интересно, кто знает, как появились пряники на Руси?
Ответы детей
Воспитатель (бабушка Арина) : "Сейчас я вам расскажу и покажу…а Вы мне помогите, да волшебные слова произнесите! (катит яблоко по подносу) -Яблочко наливное покатись, да пряник на волшебной доске покажись! (дети вместе с бабушкой Ариной идут к доске). Да, ребята, в наши дни пряники можно купить в любом магазине и есть их хоть каждый день. Теперь пряники в большом количестве изготавливают на хлебозаводах, а делают их специальные машины. Выпускают пряники разной формы и размеров, с разными начинками. Цена на них невысока, покупай и ешь на здоровье!
Но так было не всегда. Когда-то были времена, когда пряники считали большой ценностью и ели их только в особые дни. Давным-давно, когда древние люди только научились делать муку и добывать мед от диких пчел, ведь сахар-то тогда еще делать не умели, они стали выпекать лепешки из муки и меда с добавлением фруктового сока, и называли их медовниками (показывает картинку). Как называть?"
Дети: "Медовники. "
Воспитатель: "Как вы думаете, почему медовники?"
Дети: "Потому что выпекают из муки и меда".
Воспитатель " Правильно. А потом древние люди обнаружили на земле удивительные ароматные растения. У одних растений очень вкусно пахли листья, у других - семена, у третьих - коренья и даже кора у некоторых деревьев очень приятно пахла. И тогда они эти растения назвали одним словом - пряности, благодаря их пряному вкусу и запаху. Повторите, как их назвали?"
Дети: "Пряности".
Воспитатель: "Что такое пряности? "
Дети: "Это приятные, вкусно пахнущие части растений.
Воспитатель: " Вот я их вам сейчас покажу: гвоздика, корица, ванилин (показывает пряности в баночках). Посмотрите, какие они, и понюхайте их. Как, по-вашему, они пахнут? Хорошо или плохо? Как мы их назовем одним словом, кто запомнил?"
Дети: "Пряности".
Воспитатель "А вот в моей заветной корзинке есть такая занимательная травка. Возьмите все ее, понюхайте, можете даже пожевать листочек. Вы узнали ее?".
Дети: "Это мята".
Воспитатель " Мята очень полезна: в ней содержатся особые вещества, убивающие вредных микробов. Что вы чувствуете?"
Дети: "Травка пахнет. "
Воспитатель : "Травку эту измельчали, сушили, добавляли в тесто, так и получались мятные прянички. Посмотрите, что получается: были медовники, а добавили пряности и появились прянички. Почему их назвали пряники?"
Дети: "Пряниками назвали, потому что добавили пряности. "
Воспитатель (бабушка Арина) : " Верно, ребята. А давным-давно не во всякий день разрешено было есть пряники, и не каждому гостю их подавали. Прежде всего, пряники подавали гостям в день, когда в доме крестили малыша или в день именин, и конечно, без пряника не обходилась ни одна свадьба. Жених приезжал к невесте с пряниками. На свадебный стол ставили в конце пиршества не торты, как сейчас, а огромный пряник, украшенный изображениями дерева, птиц, рыб, солнца. Считалось, что это должно принести молодым счастье. Жених и невеста угощали гостей кусочками пряника. Для детей пеклись маленькие прянички в форме домашних животных, птиц, зверей.
Предлагаю отправиться в небольшое путешествие, и вспомнить какие виды пряников существовали на Руси…Кисонька, интересно? Ну тогда отправляйся с нами. А волшебный клубок нас приведет…
На стенде надпись –
1. Деревня Лепная (лепной пряник-козули) – пряник лепят из теста как лепят игрушки из глины. Первые пряники изготавливали не для еды, а для того, чтобы задобрить ими богов, в которых тогда верили люди: Бога солнца, дождя, земли, реки и других. Этим богам люди приносили в подарок самое вкусное, что у них было. Люди верили, что боги полакомятся их вкусными подношениями и будут добрее: солнце не выжжет посевы, вовремя пойдет дождь, озера и реки принесут вдоволь рыбы.
Прошло время, и люди приняли веру в единого бога Иисуса Христа. Теперь не нужно было приносить такие жертвы и люди сами стали есть пряники. И пришлись они им по вкусу. Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники. Появились пряники «тульские», «городецкие», «вяземские» - по названиям русских городов : Тула, Городец, Вязьма.
2. Деревня Печатная (Печатный пряник) — делали при помощи специальной доски в виде оттиска на тесте, и Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья, мармелада. Но главное, что отличало все эти пряники – на них были картинки или надписи. Пряники с картинками назывались – печатные.
Помните, в «Сказке о рыбаке и рыбке» у А. С. Пушкина, старуха, когда стала царицей, ест печатный пряник (демонстрация иллюстрации к сказке) :
За столом сидит она царицею,
Служат ей бояре и дворяне,
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным…
Ребята, а как делали печатные пряники?
Ответы детей - в старину на пряниках печатали картинки и узоры, поэтому и называли такие пряники – печатные. Для этого использовали специальные пряничные доски.
Помните, как вы формочкой из мокрого песка «куличи» лепите. Кладете в формочку песок, утрамбовываете его лопаткой, затем переворачиваете формочку вверх дном и «куличик» с картинкой готов. Также и в углубление в пряничной доске мастер вкладывал тесто и ставил доску в печь. Когда пряники испекутся, доски доставали из печи, и пряник с картинкой готов.
Изготавливали пряничные доски разного размера. Вырезали доски для маленьких пряников.
На такой доске находились формочки для разных пряников – каждый имел свою форму и узор. Такие доски и пряники, изготовленные на них, называли наборные (от слова набирать, т. к. на доску набирались разные пряники) .
3. Деревня Вырезная (Силуэтный пряник) - при помощи специального штампа вырезали силуэт будущего пряника из раскатанного теста
Также выпускали фигурные пряники в виде фигурок коней, львов, медведей и птиц.
Воспитатель (бабушка Арина) : «Давайте сами попробуем стряпать пряничкиКаждый выберет стол на котором будет работать Наденьте фартуки, засучите рукава и примемся за работу. Только пальчики немного разомнём.»
(Дети надевают фартуки, шапочки и идут к столу, на котором готовое тесто, формочки, украшения для пряников).
Пальчиковая гимнастика: «Замеси тесто»
Тесто мнём, мнём, мнём
Тесто жмём, жмём, жмём
Пирожки печём.
Пирожки печём.
Изготовление пряников из соленого теста. Воспитатель напоминает о том, что нужно держать осанку. После окончания дети укладывают их на поднос.
Воспитатель: "Ай да, молодцы! И в гостях побывали и пряники научились стряпать. Кисонька, давай еще раз вспомним, что нового и интересного мы сегодня узнали с ребятами?"
(восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии)
Воспитатель: "Как назывались лепешки из муки и меда?" (медовники).
Воспитатель: "А что такое пряности?" (пахнущие растения, коренья, листочки, которые мололи и добавляли в тесто).
Воспитатель: " Какие пряности мы с вами сегодня видели и нюхали?" (мята, ваниль, корица, гвоздика).
Воспитатель: "Как на Руси подавали пряники?" (на свадьбу, крестины, вместо торта).
Воспитательи: "Как украшали пряники?"(изображениями дерева, птиц, рыб, солнца).
Воспитатель (бабушка Арина) :
"Ай-да молодцы детки, все запомнили! На славу потрудились! Посмотрите на результат вашей работы, и оцените. Чья работа Вам понравилась больше?
Спасибо за внимание! Занятие