Дарья Загарских
Сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии. Итоговый проект «Вместе мы сможем многое»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговый проект «Вместе мы сможем многое» представлен на заседании №5 ШСП "Психология" для педагогов-психологов ДОУ г. Братска
Описание работы.
Методическая наработка представляет собой проект по сопровождению субъектов образовательного процесса в условиях инклюзивного образования в ДОО (дети-педагоги-родители)
Актуальность проекта СЛАЙД 2
Публикация «Сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии, Итоговый проект „Вместе мы сможем многое“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
С 1 января 2014 года был введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и остальных участников образовательного процесса (воспитанники ДОУ, родители воспитанников с ОВЗ, педагоги ДОУ).
Для управления инклюзивными процессами и обеспечения равных стартовых возможностей детей с ОВЗ, а так же учёта интересов участников образовательного процесса и их сопровождения необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение: воспитанники, родители, педагоги.
СЛАЙД 3
Участники проекта воспитанники ДОУ, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья и их родители (законные представители, педагоги ДОУ.
СЛАЙД 4
Социальная значимость и новизна проекта:
• Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям;
• Совершенствование методов психологической и коррекционно-педагогической работы;
• Организация комплексного сопровождения в системе дети-родители-педагоги;
• Обеспечение развития ребенка с ОВЗ, в соответствии с его возможностями.
Новизна проекта:
• Разработаны и успешно апробированы авторские программы групповой работы для родителей и педагогов по приобретению знаний в области инклюзивного образования детей с синдромом Дауна;
• Для обогащения родительского опыта и поддержки матерей детей с ОВЗ разработана и апробирована программа занятий «Стань лучшей мамой на свете!», совместные интегрированные занятия «Мы вместе!».
• Картотеки по возрастам и задачам: «Познавательные игры», «Развитие активности и контактности», «Формирование игровых навыков», «Создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними», «Игры на развитие мелкой моторики», «Подвижные игры», «Развитие мелкой моторики» и др.
• Подготовлены памятки для родителей и педагогов.
• Разработаны психологические акции для создания толерантного отношения детям с ОВЗ, обращения внимания на их трудности и проблемы, психологическую поддержку.
• Диагностический комплекс, электронный журнал для родителей, библиография и видеотека.
СЛАЙД 5
Проект нацелен на решение ряда проблем: слабый учет специфики, индивидуально-типологических особенностей детей с синдромом Дауна, неготовность педагогов ДОУ к работе в условиях инклюзивного образования, недостаточное психологическое просвещение родителей, отсутствие комплексного учета интересов участников образовательного процесса (воспитанники ДОУ, родители воспитанников с ОВЗ, педагоги ДОУ, особенности массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе.
СЛАЙД 6
Цель проекта: обеспечение организационно-педагогических условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях дошкольного учреждения, комплексное сопровождение родителей и педагогов в условиях инклюзивного образования, разработка методических материалов, способствующих распространению опыта работы с детьми ОВЗ.
СЛАЙД 7
Задачи проекта охватывают:
• Работу с воспитанниками младших групп
• Работу с родителями
• Работу с воспитателями
• Работу с центром МСЭ Иркутской области
Работа с в рамках проекта позволит:
Для педагогов и родителей:
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах инклюзивного образования.
формировать готовность педагогов ДОУ работать в условиях инклюзивного образования.
ознакомить педагогов и родителей с основными нормативно-правовыми документами по инклюзивному образованию.
обучить адекватным способам взаимодействия с детьми, имеющим трудности в развитии.
помочь создать условия, способствующие гармоничному развитию личности.
Родители:
1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, улучшение детско-родительских отношений.
2. Активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
Дети:
1. Своевременно выявлять и предупреждать возможные трудности в развитии детей;
2. Развивать познавательную, эмоционально-волевую, моторную сферу;
3. Развивать навыки адекватного эмоционального реагирования, расширять спектр поведенческих эмоций;
4. Продолжать внедрять индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ;
5. Обеспечение развития ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями.
6. Содействовать формированию толерантного сообщества детей, родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов ДОУ.
СЛАЙД 8
Работа над проектом проходила в три этапа:
1. Организационно-подготовительный этап;
-информационно-аналитическое направление;
- диагностическое направление.
2. Содержательно-практический этап;
3. Оценочно-проективный.
СЛАЙД 9
На каждом этапе работа проходила с детьми, педагогами и родителями. Первый этап: диагностическая работа с родителями и педагогами по выявлению готовность работать в проекте, информированности об инклюзивном образовании, с ребенком - выявлению уровня актуального развития.
На втором этапе: семинары, деловые игры, психологические акции, консультации, индивидуальные коррекционно-развивающие игры и занятия с ребенком, психологические акции с воспитанниками ДОУ, интегрированные занятия с детьми и родителями, совместные досуги.
На заключительном этапе проводилась диагностика результативности работы в проекте педагогов и родителей, анализ эффективности и дальнейшее развитие проекта.
СЛАЙД 10
Система мониторинга
• Психологическое обследование детей (пакет методик)
• Мониторинг ООП ДО;
• Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей работой проекта»;
• Анкетирование педагогов «Уровень готовности к работе с детьми, имеющими синдром Дауна»;
• Собеседование с педагогами ДОУ.
СЛАЙД 11,12,13
Результаты проекта:
95% родителей и 85% педагогов удовлетворены работой проекта.
Педагоги и родители получили опыт включения в процесс инклюзии совместного обучения и воспитания детей с синдромом Дауна.
Повысили свой профессиональный уровень и методическую компетентность, приобрели навыки работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители получили квалифицированную помощь по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ, приобрели основы психологических знаний, психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений.
В развитии ребенка с синдромом Дауна достигнута положительная динамика, устойчивое продвижение в развитии за счет вариативности организационных форм сопровождения: эмоциональный фон, навыки самообслуживания, познавательные процессы, продуктивные виды деятельности, физическое и музыкальное воспитание.
Результативность работы по проекту для ДОУ - повышение качества образовательного процесса и конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг.
СЛАЙД 14
Возможные риски
№ Возможные риски Минимизация рисков
1. Слабая заинтересованность родителей в необходимости проведения развивающей работы с детьми; Информирование родителей о ходе проекта через разные формы работы;
2. Недостаточный уровень осведомленности и подготовки воспитателей группы по данной проблеме; Групповое и индивидуальное консультирование педагогов групп по вопросам работы с детьми ОВЗ, проведение с ними семинаров-практикумов.
3. Высокая заболеваемость, пропуски занятий детьми Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в работу ДОУ
СЛАЙД 15
Трансляция проекта:
- Представление проекта на официальном сайте ДОУ;
- Выступление на педагогическом совете МБДОУ «ДСКВ №84»;
- Презентация опыта работы педагогам-психологам ШСП «Психология» ДОУ г. Братска;
- Представление опыта работы педагогам и психологам города, научной общности на конференции ГОУ ВПО «БрГУ» «Актуальные проблемы образования».
СЛАЙД 16
Продукты проекта:
В работе с детьми: картотеки развивающих игр, материалы коррекционно-развивающих занятий.
В работе с кадрами: консультации, семинары, деловые игры, памятки, анкеты;
В работе с родителями: консультации, сценарии тренингов, интегрированные занятия, памятки, электронный журнал, тесты, анкеты, деловые игры.
СЛАЙД 17
Дальнейшее развитие проекта: профессиональное развитие педагогов на основании полученных результатов самоанализа.
Разработка адаптированной образовательной программы для детей с синдромом Дауна.