Ирина Красикова
Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время основой обеспечения качества дошкольного образования служит : взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды дошкольной образовательной организации.
Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.
Публикация «Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОО» размещена в разделах
Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками,родителями воспитанников, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.
Образовательный процесс как взаимодействие — представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон:
детей – педагогов — родителей, выступающих в позиции субъектов.
Участники образовательной деятельности :
1. Дети
2. Педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель)
3. Администрация
4. Родители
Подходы к организации педагогического взаимодействия :
Деятельностный, формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.
Личностно-ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.
Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:
- Добровольность
- Сотрудничество
- Уважение интересов друг друга
- Соблюдение законов и иных нормативных актов.
Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей
Основными характеристиками взаимодействия считают :
взаимопознание — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
взаимопонимание— понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга;
взаимоотношение— проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие;
по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; помощь, поддержка друг друга;
по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
Участников образовательного процесса выделяют множество типов взаимодействия, что находит отражение в различных подходах к их классификации.
В основании классификаций лежит тот или иной ведущий признак:
1. По субъекту и объект - субъекту:
личность – личность (ребенок – ребенок, педагог – ребенок, педагог – педагог, педагог – родитель и т. д.);
коллектив – коллектив (коллектив младших – коллектив старших, группа - группа, детский коллектив – педагогический коллектив и т. д.).
2. По направленности взаимодействия : прямое и косвенное.
3. По содержанию деятельности: взаимодействие в образовательной, воспитательной, трудовой, спортивной и другой деятельности.
4. По наличию или отсутствию цели: целенаправленное, стихийное.
5. По степени управляемости: управляемое, полууправляемое, неуправляемое.
6. По типу взаимосвязи : «на равных», руководство.
7. По характеру взаимодействия : сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, безразличие, безучастность, конфликт.
Эффективное взаимодействие – совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста.
Модели взаимодействия участников образовательного процесса :
Ребёнок – ребё нок:
- свободно общается со сверстниками;
приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками;
- развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
- само выражается через совместную творческую деятельность;
-учится взаимодействовать в коллективе;
- учится договариваться, разрешать конфликтные ситуации.
Родитель – ребё нок:
- признание прав и свобод ребёнка,
- сотрудничество, сопереживание и поддержка,
- обсуждение ситуации через диалог,
- гибкое введение ограничений.
Педагог - ребё нок:
- признание ценности личности ребёнка;
- выявление и развитие способностей ребёнка;
- выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
- приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития;
-ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной жизни;
-диалоговое взаимодействие с ребёнком;
-активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
Педагог - родитель:
- добровольность в сотрудничестве;
- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов
- конфиденциальность индивидуального общения с педагогом.
Педагог – педагог - администрация:
- развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
-толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
- эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту;
- сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных партнёров;
- учёт личностных и профессиональных качеств участников;
- проявление участниками гибкости в конфликтных ситуациях.
Эффективное взаимодействие участников педагогического процесса позволит решить следующие задачи:
1. Интенсифицировать работу с семьёй на основе партнёрского взаимодействия;
2. Создать творческую атмосферу между участниками деятельности, вовлекая всех в непрерывный процесс саморазвития.
В том числе,
- для детей: приобретение социального опыта повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения;
- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессио-нальные возможности и достижения, постоянно совершенствовать своё мастерство; сформировать партнёрские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями;
- для руководителей поможет создать: комфортный психологический климат в коллективе; повысить эффективность образовательных проектов и программ; создать привлекательный имидж учреждению;
- для родителей, стать активными участниками и партнёрами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребёнка; пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.
В основе взаимодействия участников образовательного процесса ДОО лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей.