Ирина Журавлева
Итоговое занятие по теме «Жизненный путь» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия на тему «Жизненный путь»
по программе «Социокультурные истоки»
для детей подготовительной группы
Занятие проводится совместно с родителями
Цель: закрепление знаний детей и родителей об этапах жизненного пути.
Задачи:
1. Дальнейшее освоение социокультурной категории «Традиции Слова».
2. Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.
3. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Публикация «Итоговое занятие по теме „Жизненный путь“ в рамках реализации программы „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Активизация словаря: жизненный путь, юность, отрочество, зрелость.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Перышко Финиста Ясна - Сокола», притчи «Старик и яблоня», заучивание пословиц и поговорок о жизненном пути, рассматривание репродукций картин русских художников на тему «Пути-дороги», беседа о жизненных этапах человека, беседа «Кем я хочу стать».
Оборудование: аудиозапись песни «Дорогою добра», иллюстрации с изображением этапов жизни, магнитофон, интерактивная доска, книги для развития «Напутственное слово».
Звучит аудиозапись песни «Дорогою добра»,
дети, родители, воспитатели заходят в зал.
I. Присоединение.
- Здравствуйте, уважаемые дети, родители, коллеги. Сегодня мы собрались на итоговое занятие по теме «Жизненный путь». Вначале предлагаю нам провести разминку, чтобы настроится на работу.
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром!
Дети садятся на стулья, стоящие полукругом перед интерактивной доской.
- Уважаемые гости, сегодня мы все вместе собрались на очень интересную беседу. Ребята, совсем недавно мы говорили с вами о напутственных словах. Что это за слова? ( ответы детей: «Доброго вам пути!», «Счастливой вам дороги!» и т. п.)
- Скажите, пожалуйста, для чего говорят напутственные слова? (Это слова-напутствия, пожелания людям, чтобы их путь был легким, удачным, счастливым).
- Ребята, а какие напутственные слова вам говорят родители, когда вы отправляетесь в поездку, идете в детский сад. Чего они вам желают? (Хорошего дня, веди себя хорошо, доброго дня).
- Правильно, это слова-напутствия перед дорогой, когда человек отправляется в путь. Пути - дороги бывают разные. Есть видимые, те, по которым мы можем пройти, проехать. Давайте посмотрим на экран. (На экране изображения разных дорог).
- Назовите, пожалуйста, какие виды дорог представлены на экране (тропинка полевая, лесная, шоссе, железнодорожный и воздушный пути). Правильно, по этим дорогам люди отправляются в путешествия, поездки, походы.
- А еще есть дороги, пути, которые увидеть нельзя, но о них можно рассказать. Такой дорогой является жизненный путь каждого человека, вся его жизнь. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Стихотворение 1
У каждого свой путь - своя дорога,
Определена она судьбой,
А может случаем, иль волей Бога.
Но выбор есть всегда - он за тобой.
И все же каждый вправе что-то поменять:
Cломать, разрушить, или же создать. (Александр Благов)
Стихотворение 2
Чтоб достойно жизнь прожить,
Надо верить и любить.
И с надеждой благодарно
Добрые дела свершить.
- Предлагаю сегодня на занятии поговорить о дороге жизни.
II. Основная часть.
- Жизненный путь человека складывается из важнейших событий его жизни. Уважаемые взрослые, назовите, какие важные события жизни вы знаете (Рождение, крещение, посещение детского сада, учеба в школе, обучение профессии, создание семьи, рождение детей и внуков).
- Ребята, мы с вами познакомились с основными этапами жизненного пути. Давайте их назовем (младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость).
- А теперь предлагаю вам, ребята, поиграть. Мы приготовили 6 картинок, которые соответствуют шести этапам жизни человека. Вам нужно правильно разместить эти картинки на красной ленте, которая символизирует жизненный путь человека (дети по одному подходят и выбирают картинку, соответствующую этапу жизненного пути, прикрепляют на магнит).
- Давайте проверим, в правильном ли порядке мы разместили картинки. Кого мы видим в начале жизненного пути? (малыша). Назовите этот этап жизненного пути человека? (младенчество).
- Какой этап жизни наступает дальше? (детство).
- Затем? (отрочество).
- После отрочества? (юность).
- На каком этапе жизненного пути сейчас вы, уважаемые родители? (зрелость).
- И ещё один этап жизни, который наступает после зрелости (старость).
- Ребята, среди присутствующих найдите, пожалуйста, тех людей, которые, на ваш взгляд, подходят к определенному этапу жизненного пути, изображенному на картинках (дети приглашают из зала старших братьев и сестер, мам и пап, бабушек и дедушек - и объясняют свой выбор).
- Спасибо всем. А сейчас пришло время поработать в микрогруппах, поэтому предлагаю ребятам пройти к столам. А помогать вам в работе будут ваши мамы и бабушки (воспитатель представляет взрослых; заранее продумать, каким образом дети и взрослые разделятся на микрогруппы).
- Каждой микрогруппе необходимо выполнить задание в книге «Жизненный путь». Откройте книгу для развития, там, где закладка. Внимательно рассмотрите иллюстрации, вам нужно правильно соединить этапы жизненного пути человека, изображенные на картинках, с соответствующими словами. Взрослые вам будут называть этапы жизненного пути, и вы, посовещавшись друг с другом, должны прийти к единому мнению. На это задание вам дается 3 минуты.
Экспертное заключение:
- А теперь давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. Расскажите, как вы соединили картинки с названиями этапов жизненного пути.
- Поднимите руки, у кого так же.
- Дорогие друзья, предлагаю вам отгадать загадку:
«Короткие, простые, но богатые по мысли народные изречения, в которых выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Такие изречения народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, в них содержались заветные правила жизни, которые учили детей уму разуму» (пословицы)
- Да, это пословицы. На нашей яблоне растут яблоки, но не простые… В каждом из них спрятана пословица о жизни и жизненном пути человека. Сейчас один представитель от каждой микрогруппы сорвет одно яблоко. Затем вам нужно обсудить в микрогруппе о значении этой пословицы. Ответ озвучить может взрослый, либо он может делегировать/ передать право ответа ребенку. На эту работу вам дается 2 минуты.
Пословицы:
«Жизнь дана на добрые дела» (в жизни надо делать только добрые дела)
«Жизнь прожить - не поле перейти» (жизнь сложна, и прожить ее не просто, поле пройти легко, а жизнь трудно)
«Жизнь красна не годами, а делами» (человека красят сделанные им дела).
«Какую дружбу заведешь - такую и жизнь поведешь»
«Век живи - век учись»
«Смерти бояться - на свете не жить»
«Живи добрее - будешь всем милее»
«Век жить - не мех шить»
- Спасибо большое за работу.
Физминутка.
Хороводная русская народная игра «Яблонька»
Участники игры образуют круг, в середину его выходит девочка - яблонька. Она изображает движениями то, о чем рассказывается в песне.
Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:
1. Мы посадим яблоньку на горе, на горе.
Наша яблонька расцветет на заре, на заре.
2. Вырастай, яблонька вот такой вышины,
Распускайся, яблонька, вот такой ширины.
3. Расти, расти, яблонька, в добрый час.
Потанцуй-ка, яблонька, ты для нас
4. Ой, как наша яблонька закружилась
Ой, как наша яблонька распустилась.
5. А мы нашу яблоньку все трясти будем
А мы сладки яблочки собирать будем.
6. А мы нашу яблоньку все пощиплем.
Да от нашей яблонька убежим вихрем.
На последних словах дети приближаются и щиплют девочку и тут же убегают. Яблонька ловит детей. Тот, кого поймали первым, становится на место яблоньки и игра продолжается.
III. Рефлексия.
Ресурсный круг «Жизненный путь» (дети садятся во внутренний круг, родители – во внешний)
- У каждого человека свой жизненный путь, и неизбежно на этом пути происходят важные, значимые события. Давайте попросим родителей рассказать о важных событиях из их жизни и на каком этапе жизненного пути они произошли. Передавать очередь друг другу касанием плеча. Можно я начну? (высказывания взрослых)
- Посмотрите, на нашей яблоне выросло золотое яблоко - это символ стремления к знаниям, передавая его друг другу, ребята, ответьте на вопрос: «Каким вы представляете свой жизненный путь?».
Первым отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя. Далее разговор ведется по кругу (дети передают яблоко). В случае затруднения взрослый оказывает помощь ребенку своей микрогруппы.
- У каждого человека свой жизненный путь, его необходимо пройти достойно и оставить добрый след. Думаю, что ваша жизнь будет очень интересной и успешной, вы сделаете много важных и добрых поступков в своей жизни.
- Что вам больше всего запомнилось в ходе сегодняшнего разговора? (ответы детей)
- Сегодня каждый из вас задумался о своей будущей жизни, какой дорогой идти, что делать. Тема сегодняшнего разговора очень важная, поэтому просьба к родителям: дома еще раз обсудить тему жизненного пути с детьми, а также оформить страницу Альбома из Книги для развития: «Кем я хочу стать?»