Елена Мальцева
Итоговое занятие по слушанию музыки с использованием музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать воображение, мышление, внимание, эмоциональную отзывчивость детей на музыку, восприятие художественных образов музыки и умение двигаться в соответствии с их характером.
Задачи:
1. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов,передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки и средствами музыкальной выразительности;
Публикация «Итоговое занятие по слушанию музыки с использованием музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
2. Закреплять знания детей о музыке: о музыкальных жанрах,различение регистров, динамики, тембра, узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты;
3. Способствовать развитию творческого воображения, стимулировать детскую инициативу, желание высказывать своё личное отношение к музыке и созданного ею настроения.
Материал: снежки, письмо + карта, сундук, пальма, 4 замка + 4 ключа, белые шарфики, синее полотно, 2 колокольчика – маленький и большой, конверты для заданий, волшебная коробочка, карандаши по количеству детей, заготовки кувшинок, таз с водой, медальки – сюрпризы, проектор, экран.
Дети сидят на стульчиках. Занавес закрыт. Неожиданно в зал начинают залетать снежки, к одному из них привязано письмо
Музыкальный руководитель:Это что еще за шутки?
Что такое к нам летит?
Подождите – ка, минутку
Здесь письмо для нас лежит.
Открывают конверт – там карта, на которой изображен остров с пальмой, вокруг - море, под пальмой сундук, на котором написано «клад»
Ребята, смотрите - да это настоящая карта! Вот пальма, сундук, а на сундуке что написано? (дети отвечают) А вы хотите попасть на этот остров и отыскать клад? А как же мы попадем туда? (дети высказывают предположения, в итоге сообща решают поплыть по морю)
Музыкальный руководитель: Хорошо, поплывем по морю. Но будем осторожны в пути. Вы же знаете, что море может быть разным, таким как, например, изобразил его в опере «Садко» Римский – Корсаков. Давайте вспомним. Вы слышите, какое здесь море? (дети слушают). Я вижу, что вы вспомнили. Смелее, ребята. Кто хочет изобразить спокойное море – возьмите белые шарфы, а кто бушующее – синее полотно. (Дети берут ткань соответствующего цвета и выполняют движения под музыку «Море» Римского - Корсакова - (различение динамики, тембра, регистра)
С окончанием музыки открывается занавес. Стоит пальма – обвитая цепью, на ней 4 замка, под пальмой сундук.
Музыкальный руководитель:Ну вот, ребята, мы и на острове.
Под музыку выходит Стражник
Стражник:Приветствую вас, друзья! Я – Стражник этого острова. Этот клад хранится много лет и достанется тому, кто справится со всеми заданиями и откроет все замки.
Музыкальный руководитель:Итак, первое задание: послушайте музыку и узнайте, какая группа инструментов симфонического оркестра солирует, звучит наиболее ярко, и поднимите нужную карточку.
Музыкальный руководитель и воспитатель раздают детям по 3 карточки с изображением струнного, ударного и духового инструмента. Звучат фрагменты музыки – П. И. Чайковский «Серенада» (струнные);
Д. Шостакович – антракт из оперы «Нос» (ударные); марш «Варяг» (духовые). Ребенок должен поднять ту карточку, которая соответствует прослушанному отрывку произведения.
Стражник:Вы, ребята, справились с заданием – получайте первый ключ! (воспитатель «открывает» замок) Ребята, а хотите прогуляться по моему острову? (дети отвечают) Только вы должны быть очень внимательны на дороге(на экране появляется светофор) Смотрите на светофор – выполняйте его задания и получите второй ключ.
Музыкальный руководитель:Смотрите, ребята, загорелся красный сигнал светофора, о чем рассказывает нам музыка, что вам хочется делать?
Аналогично дети и педагог «слушают» сигналы желтого и зеленого цвета светофора,определяют жанр и двигаются соответственно маршу, танцу или колыбельной).
Стражник:Молодцы, вот ваш второй ключ!
Музыкальный руководитель:Стражник, а что скрывается за третьим замком?
Стражник:Вот вам конверт, а в конверте - задание.
Музыкальный руководитель: Ребята, нас ждёт игра!Встанем в два круга. Ваш кружок будет хлопать над головой, если вы услышите песенку маленького колокольчика. У него какой голосок? (высокий, тоненький; воспитатель ставит на стульчик маленький колокольчик). А вы, пожалуйста, шлепайте по коленям вместе с песенкой большого колокольчика (у него голос низкий).
Хороводная игра «Колокольчики звенят» музыка В. Моцарта
Можно дать капитанам команд задание: звенеть в нужный момент колокольчиком.
Стражник:Вы и с этим заданием отлично справились! Молодцы, ребята, получайте третий ключ.
Музыкальный руководитель:Ты, знаешь, Стражник, пока мы плыли по морю, видели столько необычного и удивительного вокруг, а как загадочен и богат подводный мир, мы тебе сейчас расскажем! (присаживаются вместе с детьми на ковёр)
(на фоне музыки «Аквариум» К. Сен-Санса дети проговаривают стихи Т. Коти и выполняют движения)
Подводный лес качается, -- выполняют вертикальные волнообразные
Как будто на ветру. движения руками
Здесь сумрачно, таинственно
И в холод, и в жару.
Перламутровые струйки, - изобразить «рыбок» (ладошки вместе)
Разноцветные чешуйки.
Рыбки – бабочки порхают,
С неба звездочки сверкают
Несказанной красоты - кисти рук собрать в «бутон»
В море выросли цветы,
Но цветы те непростые - раскрыть «бутон», пошевелить пальцами
Лепестки у них живые.
Мурены, барракуды, - руки в замок, делать «волну»
Куда плывут, откуда?
Смешная каракатица
По дну тихонько катится.
Звезды в небе высоко, - руки вверх,
Звезды в море глубоко. вниз
Там сияют, здесь сверкают, вверх, вниз
А достать их нелегко. -
Подводный лес качается, - повторить движения первого четверостишия
Как будто на ветру.
Здесь сумрачно, таинственно
И в холод, и в жару. - «закрыться» руками
Стражник:Спасибо, мне очень понравилось, и вам осталось открыть последний замок и вы узнаете, что за сокровища хранит этот сундук. Вас ждут музыкальные загадки.
Музыкальный руководитель:Послушайте и вспомните музыкальное произведение. Скажите, какое настроение оно нам несет, какая музыка по настроению звучала? (слушают произведение Л. Бетховена «Сурок» - грусть; С. Рахманинов «Итальянская полька» -радость. Собирают эпитеты в волшебную коробочку или ладошки. Затем педагог приглашает детей по очереди выложить пиктограмму веселого человечка и грустного)
Музыкальный руководитель:А теперь,ребята, подойдите к столику и выберите кувшинку такого цвета, какое у вас сейчас настроение: веселое, как в «Польке» Рахманинова или грустное, как в песне «Сурок». Закрутим лепестки у наших кувшинок с помощью карандашей, загадаем желание и опустим их на воду – пусть плывут.
(Фоном звучит «Сладкая греза» П. И. Чайковского)
Стражник:Дорогие друзья! Одно из желаний я готов исполнить прямо сейчас. Вы были дружными, смелыми, а главное, вы показали, что знаете и любите музыку. И поэтому, вы достойны звания «Знайка – музыкант» (достает из сундука медали с надписью «Знайка – музыкант» для девочек и мальчиков и дарит каждому ребенку)
Стражник:До свидания, ребята! До новых встреч! (уходит)
Музыкальный руководитель:Понравилось вам наше путешествие, ребята? Но, к сожалению, нам пора отправляться в обратный путь (предлагает закрыть глаза, звучит музыка Римского – Корсакова «Море»)
Составили:
Арефьева Зульфия Зуфаровна (музыкальный руководитель МБДОУ № 229);
Калинкина Оксана Валерьевна (музыкальный руководитель МАДОУ № 241);
Мальцева Елена Геннадьевна (музыкальный руководитель МБДОУ № 229);
Климонтова Надежда Владимировна (музыкальный руководитель МБДОУ №236)
г. Кемерово