Светлана Семушина
Итоговое занятие по шахматам в группе старшего дошкольного возраста (5–6 лет) за первое полугодие
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Способствовать развитию интереса к этой игре.
Вспомнить названия шахматных фигур, как располагается доска и ее основные понятия: вертикаль, диагональ, центр.
Повторить и закрепить полученные знания детей о шахматных фигурах «Пешка». «Ладья» и «Слон» в игровой практике на шахматной доске.
Публикация «Итоговое занятие по шахматам в группе старшего дошкольного возраста (5–6 лет) за первое полугодие» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Закрепить знания детей следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы поочередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход.
Материалы и оборудование: демонстрационные шахматные фигуры, " 4 набор шахмат; раздаточный материал на каждого ребенка для третьего задания.
Ход ООД
Воспитатель:
Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови! (ШАХМАТЫ)
Воспитатель :Молодцы!
В. Ребята а вы любите шахматы? А за что мы любим шахматы?
В. С шахматами можно…
Дети. Поиграть.
В. С шахматами можно…
Дети. Помечтать.
В. С шахматами можно…
Дети. Победить!
В. С шахматами можно…
Дети. Подвиг совершить!
Воспитатель: Как вы уже догадались О какой игре идет речь?
Воспитатель:- Мы сегодня с вами будем выполнять разные задания, которые связаны с шахматами и покажем все знания, которые у нас есть, Хорошо? Вы готовы, к выполнению заданий? (ответы детей).
Воспитатель: для того, чтобы было интереснее, мы сейчас превратимся в шахматные фигуры!
Готовы к перевоплощению!
Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами!
Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь.
- Ну и наше первое задание
1. «Что изменилось?»
Вам нужно быть очень внимательным. Вы закрываете глаза, а я по меняю местами две фигуры, либо заменю. Вы – определить, что изменилось на доске.
Устали? Давайте отдохнем
Физкультминутка «Поприветствуй соперника»
Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность. Названные фигуры выходят в круг и жмут друг другу руки: ферзи, пешки, короли, ладьи, слоны, кони…
А теперь прошу:
- пешек – похлопать,
- слонов – потопать,
- ладей – попрыгать,
Все повернуться вокруг себя,
Задание 2. Игра «Вопросы от фигур»
Чтобы справиться, нужно хорошо знать правила игры в Шахматы. А вы их знаете? Сейчас проверим. Вот вам испытание – вопросы от фигур.
Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)
Как бьёт (рубит) пешка? (пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по ней.)
Каких фигур больше всего на шахматной доске, сколько их (пешек. 8 шт)
Какая фигура ходит по диагоналям? (слон)
Расскажи правило расположения шахматной доски перед началом игры. (в нижнем правом углу должно быть белое поле.)
Что такое «превращение пешки»? ( Когда пешка вступает на последнюю горизонталь: белые на 8-ую, а чёрные – на 1-ую, то она немедленно, т. е. тем же ходом, превращается в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Выбор фигуры определяется желанием шахматиста.)
Какая фигура остается на доске до конца игры: не снимается и не уничтожается? (король)
Какие поля бывают на шахматной доске (белые, черные)
Кто сильнее ладья или слон (Ладья)
Задание 4. Игра «Прятки»
А сейчас догадайтесь, какие фигуры спрятались в словах:
заслонка,
спешка,
оладьи?
Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры :
бадья,
печка,
пушка.
Для того чтобы приступить к следующему заданию, нам нужно размять пальчики
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу вперёд)
Ходит только прямо!
Задание 5 «Перенеси картинку»
У вас на столах карточки необыкновенные с дорожками. Вам необходимо перенести картинки по этим дорожкам в пустые клеточки, и оставить их там, а затем обвести красным карандашом шахматные фигуры.
Задание 6. Следующее задание.
Вам нужно нарисовать:
- Синим горизонталь. Сколько их?
- Красным вертикаль. Сколько их?
- Зеленым фломастером диагональ. Какого цвета бывают?
7. Следующее задание. «Расставь правильно» :
Ваша задача расставить правильно фигуры (в парах)
8. И последнее задание «Побей противника»
Итог.
Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями, показали мне ваши знания, я вами очень доволен.
Самым интересным было…
Самым трудным было…
Какое настроение было у вас? (смайлик)