Светлана Семушина
Итоговое занятие по развитию речи за первое полугодие в группе старшего дошкольного возраста «Проказы сороки»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по развитию речи за первое полугодие, в группе старшего дошкольного возраста "Проказы сороки "
Цель: проверить усвоение детьми программного материала по развитию речи за 1 полугодие.
Задачи:
Закрепить и систематизировать у детей раннее полученные знания о звуках;
- закрепить умение выделять звук из слова;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- закрепить навыки звукового анализа слова.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи за первое полугодие в группе старшего дошкольного возраста „Проказы сороки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- находить противоположные по значению слова,
- упражнять четко, произносить звуки: с – з, ш – ж.
- закреплять детей составлять описательный рассказ о зиме с помощью мнемотаблице
- упражнять в составлении простых предложений самостоятельно, опираясь на схемы.
Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание;
- активизировать словарь; развивать память, мышление и внимание.
Воспитывать желание активно работать на занятии;
- воспитывать отзывчивость, дружелюбие, чувство товарищества;
- воспитывать любовь к родному языку, умение четко и грамотно отвечать на поставленный вопрос.
ХОД
Воспитатель: Ребята, слышите, что это за звук? Кто догадался? Да, это звук колокольчика. Где, когда, используются колокольчики, колокола? (Ответы детей) А еще раньше колокольчики были во всех школах, они приглашали ребят, школьников, на урок или переменку. А вы что-нибудь знаете о школе? Хотите посмотреть, как учатся звери в лесной школе? Тогда присаживайтесь на стульчики.
Дети смотрят фрагмент развивающего мультфильма «Баба-Яга: Школа на курьих ножках».
Воспитатель: Вот так неприятная история! Ребята, что случилось в лесу?
(Ответы детей). Как быть? Как попасть зверятам в школу? Как вы думаете, трудно искать ключи? Кому из вас хотелось бы попробовать найти эти ключи? А чтобы найти ключи нам нужно выполнить задания. И прежде чем идти искать, нам нужно сделать зарядку для нашего артикуляционного аппарата.
Давайте поиграем в игру «Наша мимика»
Мы умеем удивляться!
Мы умеем хмуриться!
Мы умеем улыбаться!
-Но у нас во рту живет кто у нас? язычок.
Он очень любит поговорить. Вот и сегодня язычок проснулся, захотел выглянуть изо рта, посмотреть с кем можно поболтать.
-Язычок поворочился с боку на бок, потолкался в одну щёчку, потом в другую.
Затем он попытался пробраться через зубки, которые не выпускали его на волю.
Зубки даже немного покусали язычок.
Наконец язычок высунулся изо рта
И всем показался: «Вот я, такой длинный и красивый язычок!»
Смотрит по сторонам, ищет, с кем бы поговорить.
Но наш язычок был вежливым и первое слово, которое он сказал, было….
Здравствуйте!
Воспитатель:- Ребята тут письмо, а в нем загадка. Найдете первый ключ, отгадав загадку. Ключ находится там, о чём идё т речь в загадке:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ, воспитатель вынимает ключ)
Воспитатель: - А ключ-то непростой! На нём задание. Справимся?
Воспитатель:– Посмотрите, какие красивые и необычные снежинки! А вы догадались, что необычного в них? Вам что-нибудь это напоминает? Что вы знаете о звуках? (ответы детей) Какой звук обозначаем красным цветом? Какой – синим?
Чем отличаются звуки от букв?
Ребята, нам нужно проговорит чистоговорку со звукоми [Ш], какой он? (согласный шипящий)
[Ж], какой он? (жужащий)
[З], какой он? (звенящий)
[С]. какой он? (свистящий)
Ша – ша – ша – мама моет малыша
Жа – жа – жа – жили – были два ежа
СА – СА – СА – рыжая лиса
За – за – за – на лугу стоит коза.
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
Воспитатель:- Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание).
Здесь еще есть карточка с изображением домашнего животного
Воспитатель: - Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Кот. Какой первый
звук?
Дети: К-к-к…
Воспитатель: - Звук К. Давайте попробуем пропеть этот звук. К-к-к… Получается?
Дети: Во рту есть преграда воздуху, и звук не поется.
Воспитатель: - Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный, твердый.
Воспитатель: - Правильно! Какой второй звук в слове Кот?
Дети: К-оооо-т! Звук О.
Воспитатель: - Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Воспитатель: - Звук О, можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный.
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук Т и определяют, что звук Т при произношении стучит по бугоркам, он не поётся, а значит он согласный, твердый. Дети выкладывают на звуковой линейке.
Воспитатель: - Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите второй ключик! У нас уже два ключа!
Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.
Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! Из сказки «Золотой ключик».
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик так и не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Воспитатель: - Мы с вами знаем, что все слова можно разделить на слоги, и мы с вами сейчас попробуем сосчитать, сколько слогов.
Давайте вспомним, из чего состоит слог? (из звуков)
«Дружат гласная с согласной – образуя вместе слог»
Я вам называю слова, а вы должны сосчитать сколько слогов.
СОК, УТКА, КУБИКИ, ПАРТА, КОТ, МАЛИНА,РАК.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.
Воспитатель: - Вот ещё одна загадка:
Любим мы с водой играть,
Её свойство узнавать.
Стол волшебный как откроем,
Слепим формы из песка,
Нам не жалко пирога.
Также любим мы читать,
Все о природе узнавать.
(Дети достают ключ, он находится в природном уголке)
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом.
Воспитатель: - Нужно составить предложения по схемам
Возьмите по одной карточке и потихонечку возвращайтесь на свои места. Присаживайтесь, не забывайте о своей осанке. Посмотрите внимательно на свои картинки. Они помогут вам составить по одному красивому предложению.
- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
- Скажите, какая зима? (суровая, злая, холодная, морозная, снежная)
- А какие зимние забавы вы знаете? Зимой во что можно поиграть?
- Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! Нам нужно составить рассказ о зиме с помощью мнемотаблицы
- Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.
- Каждая карточка - это новое предложение.
Воспитатель: - Вот и последний ключ нам осталось найти.
Ну, а где его искать, постарайтесь угадать :
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
( Дети отгадывают: строительные кирпичики и находят ключ.)
Воспитатель: - Вот он, третий ключ, а на нём следующее задание – игра!
Воспитатель:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День- ночь
Сахар-соль
Чистота-грязь
Зима-лето
Узкий-широкий
Длинный-короткий
Сильный –слабый
Веселый-грустный
Итог занятия : Мы с вами нашли все ключи, помогли лесным жителям. Они сейчас смогут открыть школу и получать знания.
Воспитатель: - Ребята, Трудно было искать ключи?
Что помогло вам справиться со всеми заданиями?
Где пригодятся ваши знания? Какие задания вам хотелось бы пройти еще раз?
Вы все молодцы!
А это вам подарки от лесных жителей. За то, что вы им помогли.