Елена Бурова
Итоговое занятие по правовому воспитанию учащихся с ОВЗ «Путешествие в страну Законию»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие по правовому воспитанию детей школьного возраста с ОВЗ «Путешествие в страну Законию»
Цель: Формирование социально-правовой компетентности.
Задачи: Формирование межличностных отношений на основе развития способности видеть партнера, развитие творческого воображения, коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации, установление причинно-следственных связей, отработка навыков поведения в экстренных жизненных ситуациях, воспитание духовно-нравственной культуры, толерантного отношения к сверстникам.
Темочки:
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Оборудование и материалы: листы бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши, фломастеры, заготовки из букв, мольберт, кнопки, карточки «имею право», ноутбук, музыкальная фонограмма, диск с записью отрывков из мультфильмов, раздаточный материал (перечень прав и обязанностей, скотч, полоски бумаги.
Ход занятия:
Вводная часть:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в большое увлекательное путешествие, в страну «Законию». На каждой станции вам будет предложено интересное задание, выполнив которое, вы получите букву. Станций будет 5, вы должны собрать 5 букв, и в конце нашего путешествия из них нужно будет составить слово.
- Ну что, все готовы? Тогда поехали!
(Звучит музыкальная заставка, дети приглашаются к столу).
1. Игра «Каракули».
- Перед вами лист бумаги. Нарисуйте с закрытыми глазами на листе произвольно: линии, точки, черточки, фигуры (все что угодно, что вам хочется). У каждого получились свои «каракули». Теперь, открыв глаза, дорисуйте образ, картинку, которую вы здесь увидели. Передайте свой рисунок соседу по часовой стрелке. Каждый должен дорисовать в рисунке что-то своё, что увидел он. На задание даётся одна минута. Пройдя круг, листок возвращается к хозяину. На месте получается совсем другая картина.
- Вы узнаете свой рисунок? (нет)
Вывод: Все мы разные, каждый видит мир по-своему и в жизни, и в рисунках. Но каждому из нас принадлежат одинаковые права.
- Вы получаете первую букву!
(звучит музыкальная заставка, дети отправляются на следующую станцию).
2. По страницам сказок.
- Сейчас мы с вами посмотрим отрывки из знакомых мультфильмов. Нужно определить, какие права героев нарушены. На столе разложены карточки с написанием этих прав. Выберите нужную карточку и закрепите ее на мольберте.
Мультфильмы: «Двенадцать месяцев»,
«Золотой ключик или приключения Буратино»,
«Чипполино»,
«Дюймовочка»,
«Возвращение блудного попугая».
- Давайте еще раз по очереди зачитаем, какие же права наших героев были нарушены:
Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному обращению.
Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы и справедливые условия труда. И каждый имеет право на отдых.
- Право не быть подвергнутым пыткам.
- Право на владение своим имуществом.
- Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство запрещено во всех видах.
- Брак может быть заключен по обоюдном и свободном согласии обеих сторон.
- Никто не может быть подвергнут насильному аресту и задержанию.
- Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по-братски.
- В каком документе прописаны все эти права? (в Конвенции)
- Спасибо, молодцы! Заработали еще одну букву!
Отправляемся дальше.
(звучит музыкальная заставка, дети перемещаются к следующему столу).
- Ребята, все вы уже знаете, что кроме прав, у каждого человека есть ещё и обязанности перед обществом, в котором мы живем. Давайте вспомним, какие права и обязанности мы с вами знаем и разложим на столе карточки в 2 колонки:
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
- жизнь
- имя
- забота и защита государства
- бесплатное обучение
- выбор места жительства
- бесплатная медицинская
помощь
- труд
- отдых и досуг
- личная неприкосновенность
- уважение моей личной жизни
- свобода выбора
- вероисповедание
- справедливый суд
- хорошо учиться
- уважать старших
- вежливо обращаться с просьбой к человеку
- мыть руки перед едой
- уступать место пожилым людям
- бережно относиться к результатам чужого
труда
- говорить «спасибо»
- соблюдать чистоту
- не сорить, убирать за собой
- соблюдать правила гигиены
- беречь личное и общественное имущество
- здороваться при встрече со знакомыми
людьми
- соблюдать правила поведения в
общественных местах
- Молодцы, знаете основные права и обязанности человека в обществе! Получайте следующую букву.
(звучит музыкальная заставка, дети отправляются на следующую станцию).
4. «Ситуации».
- А теперь рассаживайтесь поудобнее, мы немножко отдохнем, и рассмотрим несколько ситуаций, с которыми многие сталкиваются в жизни.
Дети обыгрывают ситуации:
1. В одном из магазинов девочка купила сумку, не заметив в ней брака. Ей дали чек. Когда она приехала домой, мама стала рассматривать покупку. Она заметила небольшой прорез на коже у этой сумки. Мама сразу же решила поменять товар, но когда они вернулись в магазин, продавец указала им на неприметную надпись: «Товар обмену и возврату не подлежит». Денег им не вернули. Права ли продавец? Куда можно обратиться для решения этой проблемы?
(если администрация магазина отказывается поменять бракованный товар, нужно обратиться в «Защиту прав потребителей»).
2. Мальчишки не хотели идти на урок математики, так как должна быть контрольная работа. Прибежав домой, Саша набрал номер «02» и сообщил: «Школа №6 заминирована, срочно приезжайте!»
Чем может закончиться эта детская шалость? (до 18 лет родители полностью несут ответственность за поступки своих детей, они будут оштрафованы за ложный вызов полиции).
3. На первом уроке у Лизы пропала ее любимая ручка. Она искала ее повсюду, но не могла найти. Вдруг Лиза увидела такую же ручку у Насти. Она, не разобравшись, крикнула: «Это моя ручка!» И стала отбирать ее у Насти. Выяснилось, что Насте папа купил точно такую же ручку, а Лизина ручка все это время лежала в кармане.
Оцените поступок Лизы. (Набросилась на одноклассницу не разобравшись, отвлекла всех на уроке, грубо вела себя).
- Всем спасибо, вы замечательно справились с заданием. Получайте очередную букву. А мы отправляемся на последнюю станцию. (Звучит музыкальная заставка)
5. Игра «Комплименты».
- Перед детьми на столе нарезанные листочки бумаги, фломастеры, скотч.
Все вы сегодня вместе замечательно работали, показали свои великолепные знания. Предлагаю вам написать на листочке друг другу в подарок - комплимент, и подарить его товарищу, закрепив его скотчем на спину. Слов – комплиментов может быть много, адресуйте их, кому хотите.
У каждого ребенка на спине образуется «гирлянда» из комплиментов на память. Ребята получают последнюю букву.
Заключительная часть:
- Давайте-ка соберем из заработанных букв слово. Что у вас получилось?
Дети составляют из букв слово «ЗАКОН».
- Для чего нужны в обществе законы? Почему их надо соблюдать? Что было бы, если не было законов? (ответы детей).
- На законах держится все наше цивилизованное общество, и, нарушая законы, мы несем ответственность, как перед самим собой, так и перед другими.
Незнание законов не освобождает от ответственности.