Получи документы

Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Первоцветы»

Лариса Докторова
Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель: Расширить представления и знания детей о весенних изменениях в природе, лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. Дать представление о Красной книге. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с весенними изменениями в природе, с признаками весны в литературном произведении;

- познакомить детей с растениями – первоцветами, их названиями, особенностями;

- учить детей распознавать и называть первоцветы;

Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе „Первоцветы“» размещена в разделах

- учить детей выразительно читать стихотворения;

- учить разгадывать кроссворды;

- познакомить детей с Красной книгой и ее назначением;

- познакомить с первоцветами, находящимися в Красной книге России и Красной книге Чувашской республики;

- познакомить детей со знаками поведения в лесу;

- закреплять умения и навыки детей в технике рисования пальчиками; аккуратность в выполнении работы.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе и родному краю, желание беречь природу;

- воспитывать у детей умение внимательно слушать воспитателя и не перебивать друг друга.

Развивающие:

- развивать интерес к совместной деятельности со всеми детьми и воспитателем;

- развивать мышление, наблюдательность, память, речевую выразительность;

- развивать умение оценивать свою работу и работы других детей.

Оборудование: мольберт, картинки весенних первоцветов, листы бумаги светло-зеленого цвета, акварельные краски, кисточки, белая гуашь; мяч, картинки-знаки поведения в лесу; влажные салфетки, макет Красной книги.

Предварительная работа: реализация проекта «Весенние цветы – первоцветы»; беседы о Красной книге; чтение стихотворений, разгадывание загадок о первоцветах.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, встаньте в круг, возьмите друг друга за руки, поздоровайтесь с гостями, и подарите друг другу улыбки. А теперь садитесь на стульчики. Две недели мы реализовывали проект «Весенние цветы – первоцветы», изучали первоцветы, рисовали первоцветы, делали аппликацию, лепили. Сегодня, на этом занятии мы подведем итоги нашего проекта.

Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас время года?

Дети: наступила весна.

Воспитатель: А какой сейчас месяц?

Дети: март.

Воспитатель: Какой он по счету весенний месяц?

Дети: первый.

Воспитатель: назовите другие весенние месяцы?

Дети: апрель, май.

Воспитатель: хорошо, а сейчас, Артем Уторов прочитает нам стихотворение о весне.

Льдины звонкие разбились

И поплыли по реке.

И сережки распустились

На осине и ольхе.

Золотятся нежно ивы,

Посветлели их стволы.

На сосне блестят красиво

Капли крупные смолы.

Набухают соком почки,

Скоро снег растает весь,

И зеленые листочки

Молодой украсят лес!

(Т. Шарыгина)

Воспитатель: Хорошо, Артем, молодец, очень красиво и выразительно прочитал стихотворение. Ребята, давайте разберем, какие признаки весны мы услышали в этом стихотворении?

Дети: льдины поплыли по реке, набухают почки, снег растаял весь, зеленые листочки украшают лес.

Воспитатель: Какие еще признаки весны вы можете назвать?

Дети: солнце стало пригревать, день прибавился, прилетели первые птицы, появляются проталины, насекомые.

Воспитатель: А что ещё, кроме молодых листочков, украсит лес?

Дети: первые цветочки.

Воспитатель: Когда появляются первые цветы в лесу?

Дети: ранней весной, начинает пригревать солнце, когда появляются первые проталины,

Воспитатель: Правильно, Ребята, чтобы узнать, о каких цветах мы сегодня будем говорить, отгадайте загадки:

1. Из-под снега вышел друг,

И весной запахло вдруг? (Подснежник)

2. Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

3 Желтый, белый, голубой,

На земле растет пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились (Крокусы)

5. Очень милые цветы,

Голубые лепестки!

На лугах они растут,

И красиво там цветут.

Проявите чуть смекалки,

Те цветы зовут. (Фиалки)

6. Разбрелись в лесу сестрицы,

Синеглазки… (Медуницы)

Воспитатель: Ребята, как одним словом мы можем назвать все эти цветы?

Дети: Первоцветы.

Воспитатель: А какой цветок самый первый появляется в лесу?

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник. Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники. А сейчас, Саша Зологин, прочитает стихотворение о подснежнике.

Из земли подснежник

Вышел на рассвете.

Глянул боязливо:

Не сорвут ли дети?

Но сказали дети

Ласково: «Расти!

Мы тебя не тронем:

Всё должно цвести,

Чтоб нарядней стала

Вся земля вокруг:

Этот перелесок

И зеленый луг!»

Бегают ребята

По траве гурьбой,

И цветет подснежник –

Нежный, голубой!

(Ю. Капотова)

Воспитатель: В стихотворении говорится, что подснежник боязливо глядит. А почему?

Дети: цветок боится, что его сорвут. Ведь жизнь сорванного цветка недолгая. Быстро вянут букетики подснежников.

Воспитатель: А чему обрадовался подснежник из нашего стихотворения?

Дети: он рад тому, что ему встретились такие добрые дети, которые любят природу, цветы и не будут рвать подснежники. Дети хотят, чтобы вся земля вокруг стала нарядной, чтобы все видели красоту весенних первоцветов и радовались ей.

Воспитатель: А какие цветы появляются в лесу вслед за подснежниками?

Дети: Фиалки и другие весенние цветы.

Воспитатель: хорошо, а чтобы узнать, какие еще цветы-первоцветы растут в лесу, мы сыграем в игру «Назови первоцвет». Встаньте в круг, я буду бросать мяч каждому из вас, а вы, когда поймаете мяч, должны назвать цветок-первоцвет, а затем бросить мяч мне обратно.

Дети становятся в круг. Проводится игра «Назови первоцвет.

Воспитатель: Хорошо, ребята, вы вспомнили и назвали много цветов-первоцветов, о которых мы так много читали и говорили во время реализации нашего проекта «Весенние цветы – первоцветы». Пройдет совсем немного времени, и на смену подснежникам и фиалкам придет еще один из наших любимых лесных цветов. А чтобы узнать этот цветок, послушайте новую загадку:

Белые фонарики,

На зеленой ножке.

Я весною встретила,

На лесной дорожке.

Дети: Ландыши.

Воспитатель: Правильно, поздней весной, когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики - колокольчики разносят по всему лесу свой аромат.

Воспитатель: ребята, а какие интересные факты о ландышах, вы узнали во время проекта?

Дети: Ландыш зацветает на шестом году жизни, а также это ядовитое растение.

Воспитатель: Ребята, можно ли срывать букет ландышей и приносить их домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая?

Дети: нет, эти цветы лучше оставить в лесу. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Воспитатель: да, ландыши занесены в «Красную книгу. А что такое Красная книга?

Дети: в Красную книгу заносятся названия видов животных и растении, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.

Воспитатель: а почему, эта книга красная?

Дети: красный цвет – это цвет опасности и он привлекает внимание и подчеркивает важность, Он призывает всех людей: растения и животные в опасности, помогите им!

Воспитатель: в чем может заключаться наша помощь этим и другим растениям?

Дети: Не рвать цветы, не губить животных, не загрязнять леса и реки.

Воспитатель: у многих людей бытует мнение, что природа неисчерпаема. Но это не так, чтобы остановить полное истребление растений, некоторые из них взятые под охрану государства вносятся в Красную книгу растений России а также в Международную Красную книгу. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней? Послушайте стихотворение:

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли.

Воспитатель: Среди первоцветов, растущих по всей территории России, есть произрастающие на территории нашего края и занесенные в Красную книгу Чувашии. Ребята, назовите эти цветы.

Дети: Первоцвет лекарственный, Любка двулистная, Подснежник белый, Ветреница дубравная, Морозник, Примула, Ладьян, Венерины башмачки, Купальница, Медуница. Воспитатель: молодцы, вы хорошо запомнили названия этих первоцветов и умеете различать и называть их.

Воспитатель: гуляя по зеленому лугу, не надо рвать цветы, а надо наоборот беречь и любоваться этими цветами, гордиться своим родным краем, что здесь растут такие красивые цветы. Знать жизнь растений беречь их – наша задача.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. Разделитесь на пары, возьмите по одному знаку «Правила поведения в лесу» и расскажите о его значении.

Дети берут знаки и рассказывают, что нельзя делать в лесу.

Воспитатель: очень хорошо, а сейчас ребята, я предлагаю разгадать кроссворд на тему «Первоцветы». Чтобы узнать, о каком цветке идет речь, надо очень хорошо подумать.

1. Цветок, у которого от прорастания до цветения проходит шесть лет (Ландыш).

2. Растение, в названии которого «спрятано» вкусное лакомство, производимое пчелами и находящееся под угрозой исчезновения (Медуница).

3. Растение, в названии которого «спряталось» природное явление и занесённое в Красную книгу (Ветреница).

4. Растение, с очень приятным ароматом, похожее на розу, но без колючек, также занесённое в Красную книгу (Пион).

5. Первый весенний цветок (Первоцвет).

6. Народное название этого цветка Сон-трава (Прострел).

7. Сиреневый цветок необычной формы, в названии которого «спряталась» название обуви, с нежным запахом, зацветающий на 18 году жизни (Башмачок).

8. Растение, с пятью лепестками жёлтого цвета, в названии которого «спряталось» небесное тело и также занесённое в красную книгу (Солнцецвет).

Воспитатель: Хорошо, молодцы, вы отлично справились и с этим заданием. Сейчас, давайте послушаем стихотворение Тима Собакина «Если я сорву цветок», которое прочитает нам Богдан Кучекеев.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты,

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы.

Т. Собакин

Воспитатель: Хорошо, молодец Богдан. Ты очень выразительно прочитал это стихотворение. Ребята, скажите, а что же можно делать, если вам очень понравился какой-нибудь цветок?

Дети: можно им полюбоваться, его можно сфотографировать, зарисовать,

Воспитатель: Правильно. А что же делать любителям букетов?

Дети: для них специально выращивают садовые цветы, которые дольше лесных и полевых стоят в вазах.

Воспитатель: я предлагаю вам, чтобы не губить первоцветы, давайте нарисуем их. Прежде чем приступить к работе, выполним небольшую разминку.

Физминутка:

Наши белые цветки

Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас проходите за свои рабочие места. Рисовать мы будем ландыш. Давайте рассмотрим схему, из каких частей состоит цветок?

Дети: у него есть корень под землей, стебель, листья, цветы и плоды.

Воспитатель: рисовать мы будем двумя приемами: веточки и листья акварельными красками, кончиком кисточки, чтобы стебли получились тонкими и красивым, а цветки - нетрадиционным методом рисования - пальчиками. Обмакиваем кисточку в воду, а затем круговыми движениями хорошо обмакиваем в краску. Переходим к прорисовке цветка. Для этого в одну из сторон проводим 2 вертикальные линии, снизу вверх, которые имеют небольшой наклон. Они будут стеблями цветка. Снизу линии более утолщенные, а к верху они должны сужаться. Затем, прорисуем листики. Помните, что у ландышей листва крупная, имеет овальную форму, сужающуюся кверху. Всего листиков должно быть три. Располагайте их в разных местах. Также стоит сделать эти части цветка разных размеров, т. к. в природе очень редко встречается симметрия. Придайте листкам ландыша изгибы. Возвращаемся к стеблям. Теперь, обмакиваем подушечку указательного пальчика в белую гуашь и на каждом стебельке рисуем пальчиками по 10 кружочков по обеим сторонам. Постарайтесь сделать так, чтобы они смотрели в разные стороны. Затем кончиком кисточки прорисовываем тонкие линии, соединяющие цветочки со стеблем. После окончания рисования влажными салфетками протираем пальчики.

Дети приступают к работе. После окончания работы, проводим анализ.

Итог занятия :

Воспитатель: Ребята, о каких цветах мы сегодня говорили?

Дети: о первоцветах.

Воспитатель: Назовите цветы, которые вам понравились и запомнились больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: если растения начинают исчезать, куда их заносят?

Дети: в Красную книгу.

Воспитатель: Почему у книги красный цвет?

Дети: это цвет опасности!

Воспитатель: из каких цветов можно делать букеты?

Дети: из садовых, они специально выращиваются для этого.

Воспитатель: что интересного вы узнали из этого занятия? (Ответы детей).

Воспитатель: что вам больше всего понравилось сегодня на занятии, а что было для вас трудным? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, в заключении я хочу сказать, что мне очень понравилось, что вы были активными, отвечали на вопросы, играли в игры, разгадывали кроссворд и нарисовали прекрасные цветы – ландыши.

Публикации по теме:

«Путешествие на Луну». Интегрированное занятие по ознакомлению с миром природы и ФЭМП в подготовительной группе Задачи: Образовательная: Научить детей элементарным экологическим знаниям: Луна – это спутник Земли. Луна делает один оборот вокруг Земли.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы «По тропинке в лес пойдем» Задачи: Образовательные: - Уточнение представлений детей о жизни леса, его жителях; - продолжать знакомить с правилами поведения в природе;.

Конспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группеКонспект по ознакомлению с миром природы «Пернатые друзья» в старшей группе Цель и задачи: • углубить и расширить знания детей о птицах; • объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие); • систематизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: "Органы чувств" Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Развивать и гармонизировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Весенние цветы первоцветы» с использованием ИКТ Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Весенние цветы первоцветы» с презентаций «Первые весенние.

НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Первоцветы моего посёлка» с использованием ЭОРНОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Первоцветы моего посёлка» с использованием ЭОР Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я вам, покажу презентацию «Первоцветы моего посёлка». Мой посёлок находится на Урале. Сейчас у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Первоцветы»
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 13:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Первоцветы»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Докторова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД