Лариса Докторова
Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Первоцветы»
Цель: Расширить представления и знания детей о весенних изменениях в природе, лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни. Дать представление о Красной книге. Создать условия для развития творческих и познавательных способностей детей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с весенними изменениями в природе, с признаками весны в литературном произведении;
- познакомить детей с растениями – первоцветами, их названиями, особенностями;
- учить детей распознавать и называть первоцветы;
Публикация «Конспект итогового занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе „Первоцветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
- учить детей выразительно читать стихотворения;
- учить разгадывать кроссворды;
- познакомить детей с Красной книгой и ее назначением;
- познакомить с первоцветами, находящимися в Красной книге России и Красной книге Чувашской республики;
- познакомить детей со знаками поведения в лесу;
- закреплять умения и навыки детей в технике рисования пальчиками; аккуратность в выполнении работы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе и родному краю, желание беречь природу;
- воспитывать у детей умение внимательно слушать воспитателя и не перебивать друг друга.
Развивающие:
- развивать интерес к совместной деятельности со всеми детьми и воспитателем;
- развивать мышление, наблюдательность, память, речевую выразительность;
- развивать умение оценивать свою работу и работы других детей.
Оборудование: мольберт, картинки весенних первоцветов, листы бумаги светло-зеленого цвета, акварельные краски, кисточки, белая гуашь; мяч, картинки-знаки поведения в лесу; влажные салфетки, макет Красной книги.
Предварительная работа: реализация проекта «Весенние цветы – первоцветы»; беседы о Красной книге; чтение стихотворений, разгадывание загадок о первоцветах.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, встаньте в круг, возьмите друг друга за руки, поздоровайтесь с гостями, и подарите друг другу улыбки. А теперь садитесь на стульчики. Две недели мы реализовывали проект «Весенние цветы – первоцветы», изучали первоцветы, рисовали первоцветы, делали аппликацию, лепили. Сегодня, на этом занятии мы подведем итоги нашего проекта.
Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас время года?
Дети: наступила весна.
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: март.
Воспитатель: Какой он по счету весенний месяц?
Дети: первый.
Воспитатель: назовите другие весенние месяцы?
Дети: апрель, май.
Воспитатель: хорошо, а сейчас, Артем Уторов прочитает нам стихотворение о весне.
Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке.
И сережки распустились
На осине и ольхе.
Золотятся нежно ивы,
Посветлели их стволы.
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.
Набухают соком почки,
Скоро снег растает весь,
И зеленые листочки
Молодой украсят лес!
(Т. Шарыгина)
Воспитатель: Хорошо, Артем, молодец, очень красиво и выразительно прочитал стихотворение. Ребята, давайте разберем, какие признаки весны мы услышали в этом стихотворении?
Дети: льдины поплыли по реке, набухают почки, снег растаял весь, зеленые листочки украшают лес.
Воспитатель: Какие еще признаки весны вы можете назвать?
Дети: солнце стало пригревать, день прибавился, прилетели первые птицы, появляются проталины, насекомые.
Воспитатель: А что ещё, кроме молодых листочков, украсит лес?
Дети: первые цветочки.
Воспитатель: Когда появляются первые цветы в лесу?
Дети: ранней весной, начинает пригревать солнце, когда появляются первые проталины,
Воспитатель: Правильно, Ребята, чтобы узнать, о каких цветах мы сегодня будем говорить, отгадайте загадки:
1. Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг? (Подснежник)
2. Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)
3 Желтый, белый, голубой,
На земле растет пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились (Крокусы)
5. Очень милые цветы,
Голубые лепестки!
На лугах они растут,
И красиво там цветут.
Проявите чуть смекалки,
Те цветы зовут. (Фиалки)
6. Разбрелись в лесу сестрицы,
Синеглазки… (Медуницы)
Воспитатель: Ребята, как одним словом мы можем назвать все эти цветы?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель: А какой цветок самый первый появляется в лесу?
Дети: Подснежник.
Воспитатель: Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник. Необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники. А сейчас, Саша Зологин, прочитает стихотворение о подснежнике.
Из земли подснежник
Вышел на рассвете.
Глянул боязливо:
Не сорвут ли дети?
Но сказали дети
Ласково: «Расти!
Мы тебя не тронем:
Всё должно цвести,
Чтоб нарядней стала
Вся земля вокруг:
Этот перелесок
И зеленый луг!»
Бегают ребята
По траве гурьбой,
И цветет подснежник –
Нежный, голубой!
(Ю. Капотова)
Воспитатель: В стихотворении говорится, что подснежник боязливо глядит. А почему?
Дети: цветок боится, что его сорвут. Ведь жизнь сорванного цветка недолгая. Быстро вянут букетики подснежников.
Воспитатель: А чему обрадовался подснежник из нашего стихотворения?
Дети: он рад тому, что ему встретились такие добрые дети, которые любят природу, цветы и не будут рвать подснежники. Дети хотят, чтобы вся земля вокруг стала нарядной, чтобы все видели красоту весенних первоцветов и радовались ей.
Воспитатель: А какие цветы появляются в лесу вслед за подснежниками?
Дети: Фиалки и другие весенние цветы.
Воспитатель: хорошо, а чтобы узнать, какие еще цветы-первоцветы растут в лесу, мы сыграем в игру «Назови первоцвет». Встаньте в круг, я буду бросать мяч каждому из вас, а вы, когда поймаете мяч, должны назвать цветок-первоцвет, а затем бросить мяч мне обратно.
Дети становятся в круг. Проводится игра «Назови первоцвет.
Воспитатель: Хорошо, ребята, вы вспомнили и назвали много цветов-первоцветов, о которых мы так много читали и говорили во время реализации нашего проекта «Весенние цветы – первоцветы». Пройдет совсем немного времени, и на смену подснежникам и фиалкам придет еще один из наших любимых лесных цветов. А чтобы узнать этот цветок, послушайте новую загадку:
Белые фонарики,
На зеленой ножке.
Я весною встретила,
На лесной дорожке.
Дети: Ландыши.
Воспитатель: Правильно, поздней весной, когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики - колокольчики разносят по всему лесу свой аромат.
Воспитатель: ребята, а какие интересные факты о ландышах, вы узнали во время проекта?
Дети: Ландыш зацветает на шестом году жизни, а также это ядовитое растение.
Воспитатель: Ребята, можно ли срывать букет ландышей и приносить их домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая?
Дети: нет, эти цветы лучше оставить в лесу. Многие первоцветы стали сегодня редкими. Воспитатель: да, ландыши занесены в «Красную книгу. А что такое Красная книга?
Дети: в Красную книгу заносятся названия видов животных и растении, которых на Земле осталось очень мало, и поэтому они нуждаются в особой защите.
Воспитатель: а почему, эта книга красная?
Дети: красный цвет – это цвет опасности и он привлекает внимание и подчеркивает важность, Он призывает всех людей: растения и животные в опасности, помогите им!
Воспитатель: в чем может заключаться наша помощь этим и другим растениям?
Дети: Не рвать цветы, не губить животных, не загрязнять леса и реки.
Воспитатель: у многих людей бытует мнение, что природа неисчерпаема. Но это не так, чтобы остановить полное истребление растений, некоторые из них взятые под охрану государства вносятся в Красную книгу растений России а также в Международную Красную книгу. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней? Послушайте стихотворение:
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца отрада,
Украшенье родимой земли.
Воспитатель: Среди первоцветов, растущих по всей территории России, есть произрастающие на территории нашего края и занесенные в Красную книгу Чувашии. Ребята, назовите эти цветы.
Дети: Первоцвет лекарственный, Любка двулистная, Подснежник белый, Ветреница дубравная, Морозник, Примула, Ладьян, Венерины башмачки, Купальница, Медуница. Воспитатель: молодцы, вы хорошо запомнили названия этих первоцветов и умеете различать и называть их.
Воспитатель: гуляя по зеленому лугу, не надо рвать цветы, а надо наоборот беречь и любоваться этими цветами, гордиться своим родным краем, что здесь растут такие красивые цветы. Знать жизнь растений беречь их – наша задача.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу. Разделитесь на пары, возьмите по одному знаку «Правила поведения в лесу» и расскажите о его значении.
Дети берут знаки и рассказывают, что нельзя делать в лесу.
Воспитатель: очень хорошо, а сейчас ребята, я предлагаю разгадать кроссворд на тему «Первоцветы». Чтобы узнать, о каком цветке идет речь, надо очень хорошо подумать.
1. Цветок, у которого от прорастания до цветения проходит шесть лет (Ландыш).
2. Растение, в названии которого «спрятано» вкусное лакомство, производимое пчелами и находящееся под угрозой исчезновения (Медуница).
3. Растение, в названии которого «спряталось» природное явление и занесённое в Красную книгу (Ветреница).
4. Растение, с очень приятным ароматом, похожее на розу, но без колючек, также занесённое в Красную книгу (Пион).
5. Первый весенний цветок (Первоцвет).
6. Народное название этого цветка Сон-трава (Прострел).
7. Сиреневый цветок необычной формы, в названии которого «спряталась» название обуви, с нежным запахом, зацветающий на 18 году жизни (Башмачок).
8. Растение, с пятью лепестками жёлтого цвета, в названии которого «спряталось» небесное тело и также занесённое в красную книгу (Солнцецвет).
Воспитатель: Хорошо, молодцы, вы отлично справились и с этим заданием. Сейчас, давайте послушаем стихотворение Тима Собакина «Если я сорву цветок», которое прочитает нам Богдан Кучекеев.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.
Т. Собакин
Воспитатель: Хорошо, молодец Богдан. Ты очень выразительно прочитал это стихотворение. Ребята, скажите, а что же можно делать, если вам очень понравился какой-нибудь цветок?
Дети: можно им полюбоваться, его можно сфотографировать, зарисовать,
Воспитатель: Правильно. А что же делать любителям букетов?
Дети: для них специально выращивают садовые цветы, которые дольше лесных и полевых стоят в вазах.
Воспитатель: я предлагаю вам, чтобы не губить первоцветы, давайте нарисуем их. Прежде чем приступить к работе, выполним небольшую разминку.
Физминутка:
Наши белые цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)
Воспитатель: Молодцы, а сейчас проходите за свои рабочие места. Рисовать мы будем ландыш. Давайте рассмотрим схему, из каких частей состоит цветок?
Дети: у него есть корень под землей, стебель, листья, цветы и плоды.
Воспитатель: рисовать мы будем двумя приемами: веточки и листья акварельными красками, кончиком кисточки, чтобы стебли получились тонкими и красивым, а цветки - нетрадиционным методом рисования - пальчиками. Обмакиваем кисточку в воду, а затем круговыми движениями хорошо обмакиваем в краску. Переходим к прорисовке цветка. Для этого в одну из сторон проводим 2 вертикальные линии, снизу вверх, которые имеют небольшой наклон. Они будут стеблями цветка. Снизу линии более утолщенные, а к верху они должны сужаться. Затем, прорисуем листики. Помните, что у ландышей листва крупная, имеет овальную форму, сужающуюся кверху. Всего листиков должно быть три. Располагайте их в разных местах. Также стоит сделать эти части цветка разных размеров, т. к. в природе очень редко встречается симметрия. Придайте листкам ландыша изгибы. Возвращаемся к стеблям. Теперь, обмакиваем подушечку указательного пальчика в белую гуашь и на каждом стебельке рисуем пальчиками по 10 кружочков по обеим сторонам. Постарайтесь сделать так, чтобы они смотрели в разные стороны. Затем кончиком кисточки прорисовываем тонкие линии, соединяющие цветочки со стеблем. После окончания рисования влажными салфетками протираем пальчики.
Дети приступают к работе. После окончания работы, проводим анализ.
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята, о каких цветах мы сегодня говорили?
Дети: о первоцветах.
Воспитатель: Назовите цветы, которые вам понравились и запомнились больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: если растения начинают исчезать, куда их заносят?
Дети: в Красную книгу.
Воспитатель: Почему у книги красный цвет?
Дети: это цвет опасности!
Воспитатель: из каких цветов можно делать букеты?
Дети: из садовых, они специально выращиваются для этого.
Воспитатель: что интересного вы узнали из этого занятия? (Ответы детей).
Воспитатель: что вам больше всего понравилось сегодня на занятии, а что было для вас трудным? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, в заключении я хочу сказать, что мне очень понравилось, что вы были активными, отвечали на вопросы, играли в игры, разгадывали кроссворд и нарисовали прекрасные цветы – ландыши.