Рогачева Наталья Алексеевна
Итоговое занятие по чтению художественной литературы и развитию речи в средней группе «В гостях у феи сказок»
▼ Скачать
Итоговое занятие по чтению художественной литературы и развитию речи в средней группе «В гостях у феи сказок».
Цель:
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей узнавать русские народные сказки,рассказы и стихотворения
Закрепить знания детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими.
Публикация «Итоговое занятие по чтению художественной литературы и развитию речи в средней группе „В гостях у феи сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
Развивать умения узнавать сказки и их героев, определять их настроение.
Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес к художественному слову.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи)
Воспитательные задачи:
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.
Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие.
Методические приемы:
- сюрпризный момент
- дидактические игры
- игровые упражнения
- физкультминутка
- поощрение детей
- итог занятия
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся!
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо. Интересно от кого оно? Давайте его прочитаем.
Дорогие ребята, пишет вам Фея сказок. У нас в сказочной стране случилась большая неприятность. Злой Кощей и Баба Яга похитили улыбки сказочных героев и закрыли их в волшебном ларце под тремя замками. Теперь герои сказок всегда грустные, у них всегда плохое настроение. Ребята, нам очень нужна ваша помощь. Помогите нам,пожалуйста освободить улыбки! Нам без вас не справиться!
Воспитатель: Ребята, поможем Фее сказок вернуть улыбки сказочным героям?
Фея сказок живёт в сказочном королевстве. Прежде чем отправится в путешествие, давайте мы с вами вспомним, чем сказка отличается от рассказа?
Дети: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.
Воспитатель:Какие вы знаете волшебные предметы?
Дети:Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка и т. п.
Воспитатель: Вот и мы сегодня, ребята, отправимся туда не на обычном транспорте, а на волшебном. Мы туда полетим на ковре — самолёте. И так, прошу занять места, мы отправляемся (Звучит музыка).
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран кажется мы приближаемся в страну сказок! Посмотрите, а вот и волшебный ларец с тремя замками, в котором закрыты улыбки сказочных героев. Но открыть его не так - то просто, ведь ключей то у нас нет! Смотрите, здесь карта — подсказка от Феи сказочного королевства. Она говорит, что один ключ находится в «Стране сказок», другой — в «Мире рассказов», а третий — в «Краю стихов». Чтобы найти ключи, нам нужно попасть туда, ответить на все вопросы и выполнить все задания. И так, вы готовы?. Тогда начнём
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами находимся в стране сказок, и здесь мы должны найти первый ключ. прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним наше правило : «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре – смело, чётко говорим и тихонечко сидим». Теперь можно приступать. Внимание — первое задание! Вам нужно, ребята, отгадать загадку.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превpaтился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, а ну ка, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул?.
(Лиса)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился.
(Колобок)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.
(Айболит).
Просто по дороге шла
И копеечку нашла,
Самовар себе купила,
Чаем всех жуков поила.
Кто хозяйка-молодуха?
Это —.
(Муха-Цокотуха)
Он — любитель чистоты.
Умывался ль утром ты?
Если — нет, тогда приказ
Даст мочалкам он тотчас,
Грозный строгий командир
Умывальник.
(Мойдодыр)
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Воспитатель:Хорошо, молодцы! А теперь вам нужно угадать, чьи это слова? Из какой сказки?
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
1)«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
2)«Несу косу на плечи, хочу лесу посечи, поди леса вон.»
(Петушок из сказки «Заюшкина избушка»)
3)" Не садись на пенёк,не ешь пирожок! Неси бабушке,неси дедушке"
(Маша и медведь)
4 "Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку»
(Лиса из сказки «Лисичка со скалочкой»)
5) "Иголка твоя, Машенька, у Бабы-Яги — костяной ноги"
(из сказки «Волшебная иголочка» слова Шелкопряда)
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились!
Дидактическая игра «Угадай сказку?» (иллюстрации из сказок)
1)«Золушка»
2)«Страшный гость»
3)«Про поросёнка, который учился летать»
4)«Дюймовочка»
5)«Вини-Пух и все, все, все»
6)«Незнайка и его друзья»
7)«Собака, которая не умела лаять»
8)«Волк и семеро козлят»
9)«Маша и медведь»
10) «Снежная королева»
Динамическая пауза
БУРАТИНО
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотвopение, выполняя движения. Руки вверх, вдох – потянулись; наклон – раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки)
Молодцы, ребята! Вот мы и нашли первый ключ.
Воспитатель: Ребята, теперь нам нужно попасть в «Край рассказов». Занимаем свои места, садимся поудобнее «Раз,два, три — ковёр-самолёт, в «Край рассказов лети» (звучит музыка) Воспитатель: Вот мы и на месте! Дети,давайте с вами вспомним, чем отличается рассказ от сказки?
(Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Воспитатель: Сейчас вы посмотрите на картинку и попробуйте угадать, какой это рассказ.
Дидактическая игра «Угадай рассказ?» (иллюстрации)
1) К. Ушинский «Бодливая корова»
2)С. Воронько «Воинственный Жако»
3)Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц?»
Воспитатель: Ребята, скажите, если в рассказ вызывает у вас грусть, как мы можем про него сказать? Какой он?. (грустный)
Если смех?. Смешной)
Если вызывает интерес? (интересный)
Если веселье? (весёлый)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Заяц добрый, а волк злой
Корова большая,а телёнок.
Дедушка старый, внук ….
Утро.
Молчать.
Смеяться.
Стоять- …
Динамическая пауза «Золушка»
Золушка наша умеет работать (прыжки)
Моет посуду, стирает бельё (тарелки руками)
Старые вещи может заштопать(хлопки за спиной)
Всё получается у неё(хлопки перед грудью)
Вот она пол подметает, так чисто (наклоны)
Вкусно готовит, золу уберёт (приседания)
Всё может делать она очень быстро (поворот направо)
Да! И при этом и песни поёт!(поворот налево)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы нашли второй ключ! Теперь нам нужно добраться до последней станции, которая называется «Мир стихов».Продолжаем наше путешествие(музыка)
Воспитатель: Вот мы и на месте! Ребята скажите,пожалуйста,чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны. И вот ваше следующее задание: вам нужно угадать стихотворение. Я вам зачитаю несколько строчек из него, а вы внимательно слушайте и постарайтесь угадать.
Дидактическая игра «Угадай стих?»
1)Иллюстрация к стихотворению «Багаж» С. Маршак.
2)Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.
(«Очень страшная история».)
3)Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
Был на квартиру налёт?
(Разгром)
4)Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.
Он ждал, когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
(Уехали)
Дидактическая игра «Продолжи фразу»
1)С. Михалков. «Дядя Степа»;
Жил высокий гражданин,
По прозванью «Каланча»,
По фамилии Степанов
И по имени …. (Степан,
Из районных великанов
Самый главный… (великан).
2)С. Маршак. «Вот какой рассеянный»
Жил человек рассеянный
На улице… (Бассейной).
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул…. (руки) —
Оказалось, это…. (брюки).
3)А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из романа «Евгений Онегин»)
Уж небо осенью …. (дышало,
Уж реже солнышко … (блистало),
Короче становился день,
Лесов таинственная…. (Сень)
Сюрпризный момент
Воспитатель : Молодцы, ребята! Вы справились с заданием и мы нашли последний ключик. Теперь мы можем открыть волшебный ларец и выпустить улыбки сказочных героев. Спасибо за помощь. Вы все большие молодцы!(открывают ларец) Сказочные герои вам очень благодарны и приготовили сюрприз. Они дарят вам частичку радости и хорошего настроения. Желают вам всегда оставаться таким же весёлыми и дружелюбными, добрыми и отзывчивыми!
А теперь нам пора возвращаться в группу. Усаживайтесь по своим местам. «Раз,два, три – в детский сад «ковёр» лети!».
Подведение итогов
Ребята давайте вспомним, где мы сегодня были и что делали? Что вам понравилось больше всего? Еще я хочу вас попросить обратить внимание на этих колобков, какие они (один веселый, а другой грустный), а теперь выберите одного колобка. Те, кому понравилось наше путешествие, возьмите веселого колобка, а кому не понравилась, возьмите грустного. Большое вам спасибо за участие!