ирина пялль
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «От зерна до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Донести до детей, что хлеб – наше богатство, а люди создающие его, достойны уважения.
Задачи:
- расширить представления детей о крестьянском труде;
- развивать мыслительную деятельность, при наблюдениях за живыми объектами и процессами труда;
- развивать речь детей за счёт обогащения словарного запаса;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, как продукту трудоёмкого труда людей многих специальностей;
- воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Занятие «Осень. Труд людей в деревне».
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников „От зерна до каравая“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Цель: повторить приметы осени, обобщить знания детей о труде колхозника на полях. Развивать чувство благодарности к людям труда и бережное отношение к хлебу.
Беседа: Какое сейчас время года?
По каким признакам вы определили?
Как изменения в природе влияют на жизнь людей?
Чем сейчас заняты колхозники?
Рассматривание книги «Братья комбайны»
Физ. пауза. Дидактическое упражнение «Узнай полевые культуры»
Цель: узнавать изображенные на плакатах полевые культуры.
По группе развешаны плакаты с изображением полевых культур нашей местности. Воспитатель просит найти пшеницу. Показать овёс и дети бегут к изображению растения.
Продолжить разговор о машинах, помогающих убирать урожай.
Рассказ воспитателя о крестьянском труде прежде.
Вывод: несмотря на то, что сейчас машины помогают убирать урожай, труд хлебороба труден, тяжёл и ответственен.
Чтение стихотворения Береснева «Осень».
Занятие «Откуда хлеб пришёл»
Цель: уточнить и закрепить представления детей в выращивании хлеба.
Воспитывать бережное отношение к хлебу. Уважение к труду людей, участвовавших в его выращивании и производстве.
Развивать связную речь детей.
1. Чтение стихотворения «Хлебушко» с. 38 «Любить труд на родной земле» Н. Н. Кокорева, А. К. Бондаренко
2. Вспомним, кто потрудился, чтобы этот каравай был сейчас у нас на столе.
Опираясь на иллюстрации, дети вспоминают весь цикл – путь хлеба от поля до стола.
Люди, каких профессий участвовали в рождении хлеба?
Трактористы, комбайнеры, шофера, рабочие на току, мельники, пекари.
3. Дидактическая игра «Когда это бывает» с. 50
На стенах группы картинок с изображением времён года.
Когда пашут землю?
Когда начинают убирать урожай?
Когда ремонтируют технику?
Когда заканчивают убирать урожай?
Когда обрабатывают почву?
Когда проходит посевная?
Упражнение «Четвёртый лишний»
Подобрать ассоциации со словом хлеб: пекарь, мельник, мука, тесто, урожай, печка и т. д.
Вывод: Как одним словом назвать людей растящим хлеб.
Стихотворение «Им спасибо говори».
Занятие «Полевые культуры и их использование».
Цель: закреплять знание полевых культур, расширение кругозора детей, активизировать словарный запас.
1. Дидактическое упражнение «Узнай полевые культуры».
2. Рассматривание коллекции зёрен и соотнесение с растением.
3. Беседа.
- Для чего люди выращивают пшеницу?
- Что люди делают из подсолнечника?
- Что изготавливают из кукурузы? и т. д.
(Воспитатель дополняет ответы).
4. Дидактическое упражнение «Что из чего?» (подвижное)
Цель: способствовать запоминанию, какие полевые культуры. что дают человеку.
Воспитатель показывает продукты (манка, масло растительное, сахар и т. д, а дети бегут к тем растениям, из которых они произведены.
Чтение Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Дидактические игры
«Узнай полевые культуры»
Цель: учить узнавать и распознавать полевые культуры. Развивать слуховое внимание.
«Что из чего?»
Цель: расширить представление о том, какие продукты из чего получены. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
«Когда это бывает?»
Цель: учить детей соотносить описание процессов сельскохозяйственного труда с определением времени года. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
«А что потом?»
Цель: систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Активизировать словарь.
Игровые действия.
Целевые прогулки
1. Поле
Цель: - наблюдать за работой комбайна, за согласованными действиями комбайнера и шофёра;
- активизировать в речи слова: уборочная пора, страда, жатка, косовица, бункер, копнитель;
- показать в каких условиях работают люди и что их труд труден, почётен, уважаем.
2. Зерноток
Цель: - проследить путь зерна с поля до амбара; какие машины и приспособления помогают людям;
- расширять словарный запас;
- помочь понять детям, что человек главное действующее лицо на току, а машины только помощники.
3. Мельница
Цель: - понаблюдать за процессом превращения зерна в муку;
-расширять словарный запас;
- прививать уважение к людям труда.
4. Пекарня
Цель: - напомнить путь зерна до хлеба;
- послушать рассказ пекаря о процессе хлебопечения;
- воспитывать уважение к людям труда.
5. Магазин
Цель: - купить булку хлеба;
- рассмотреть, как её упаковывают и ещё раз вспомнить, откуда пришёл хлеб.
Практическая работа
1. «Что из чего?»
Один раз в неделю после приёма пищи говорим о том, что ели, из чего приготовлено, из какого сырья продукт.
2. «Один день без хлеба»
Цель: помочь детям понять, каким привычным, необходимым, незаменимым продуктом стал для нас хлеб и как нам не хватает хлеба за столом, учить ценить его.
(за ранее предупредить родителей об этой акции)
3. Участие детей в приготовлении пряников, печения.
4. Оформление стенда «От зерна до каравая».
5. Наблюдение за изготовлением хлеба поваром.
6. Сбор материалов из СМИ о тружениках колхоза «Заря».
7. Отображение в рисунках труда людей.
ПРАЗДНИК УРОЖАЯ
Воспитатель : Пусты поля
Мокнет земля
Ветер завывает
Когда это бывает?
Дети:
Воспитатель : А чем обычно занимаются люди осенью на полях, в садах и огородах?
Дети:
Воспитатель : Правильно. Осенью собирают урожай. Это награда людям за их труд в течение года. Кто же в огороде трудился? Кто в саду и на поле не ленился? (входят дети с орудиями труда и корзиночками с урожаем).
Девочки: Я ранёшенько вставала
И на огород бежала,
У меня морковь на грядке,
Огород всегда в порядке.
Я малину поливала,
Я малину собирала
Ты ладошки подставляй
Вот осенний урожай.
У меня картошечка
Выросла хорошая!
Я всё лето не ленилась
Я на грядочке трудилась.
(входит «хозяин» и «овощи»)
У меня огород! Вот!
А на огороде растёт
Помидор и огурец
Тыква, просто молодец!
Дивная капуста,
Свёколка, петрушка.
Тыква, арбуз, кабачок,
Перца острого стручок.
Щедрая корзина –
Хватит на всю зиму!
Слава Богу воздаём –
Песенку свою поём.
Песня «Урожайная» (Мы корзиночки берём)
Воспитатель : Овощи чудесны все,
Но какой же больше всех
Дети обожают
Я пока не знаю.
Овощи (вместе)
Кто из нас вкуснейший,
Кто из нас важнейший?
(стр. 148-149 «Дидактическая копилка»)
Воспитатель : А в полях моторы
Песню жатвы завели
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
(Выходят друг за другом «пекарь», «мельник», «хлебороб», «рабочий».
В центр зала выносят блюдо с караваем).
Девочка с караваем :
Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он тёплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше сила,
Сколько рук его растило,
Охранялось, берегло.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Дети: Каравай приехал к детям.
Как его ребята встретим?
Пышной коркой похрустим
Всех на свете угостим.
В круг вставай, Каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Каравай : Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк.
В печь – перепелкой,
Из печи – коростелкой.
Пекарь
С нами поиграй:
Кого хочешь – выбирай!
Ребё нок-пекарь: Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку
Мельник,
С нами поиграй:
Кого хочешь – выбирай!
Ребё нок-мельник: Хлебороба!
Он в тенёчке не лежал,
А хлеба растил и жал
Хлебороб,
В круг вставай
Кого хочешь – выбирай!
Ребё нок-хлебороб: Рабочего!
Он без дела не скучал –
Хлебороба выручал.
Он пришёл сюда с дарами
С тягачами-тракторами
Без машины – худо,
А с машиной – чудо!
Ребё нок-рабочий: Мы работы не стыдились.
Мы работою гордились.
А награда – урожай.
Всех на праздник приглашай.
Все вместе: Слава урожаю
В закромах!
Слава караваю
На столах!
Слава, слава
Дружным рукам!
Слава, слава
Труженикам!
Воспитатель : А теперь давайте все вместе вспомним пословицы и поговорки о хлебе. Гости помогают нам.
А ещё есть пословица «Кто не работает, тот не ест». Об этом нам поведают ребята.
Инсценировка сказки «Колосок»
Воспитатель : А сейчас мы проведем аукцион овощей и фруктов (выносится корзина с овощами и фруктами). Нужно назвать, что можно приготовить из данного плода. Тот кто последним назовёт блюдо (кушанье) тот и получит этот плод.
Воспитатель : А в заключение нашего праздника мы все вместе скажем слова благодарности тем, кто причастен к рождению хлеба.
Хором: Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Шлёт пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им «спасибо» говори
Их за хлеб благодари.
Звучит 1 куплет песни «Хлеб всему голова»
Чествование хлеборобов на сцене сельского клуба в день работников сельского хозяйства
1. Велика и необъятна наша русская земля
Урожаями богаты наши нивы и поля.
2. Дорого - любо кормилица-нива
Видеть, как ты колосишься красиво
Как ты янтарным зерном налита
Гордо стоишь, высока и густа.
3. Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
4. Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Время жаркое – страда
Праздник мирного труда.
5. Знаем жаркая страда
Осень золотая.
Не добиться без труда
Чудо – урожая.
Вот когда мы подрастём
Обещаем дружно
В хлеборобы мы пойдём
Это очень нужно!
Хором: Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Шлёт пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет.
Им «спасибо» говори,
Их за хлеб благодари.
Вручение механизаторам «медалей» изготовленных из соленого теста.
Литература
1. Для чтения детям
Лев Кузьмин «Заветное дело».
В. Дацкевич «От зерна до каравая»
В. Крупин «Отцовское поле»
В. Пищенко «Братья комбайны»
Ю. Крутогоров «Дождь из семян» стр. 57 стар. Х-6
Л. Кон Из «Книги о растениях» стар. Х-6 стр. 210-211
Дягутите «Руки человека» стар. Х-6 стр. 211
Глинская «Хлеб» стар. Х-6 стр. 214
2. Н. Н. Кокарева «Любить труд на родной земле»
3. Набор «Полевые культуры»
4. Набор «Хлеб в картинках»
5. Набор открыток «Полевые культуры»
6. Карточки для занятий «Расскажите детям о хлебе»