Галина Решетова
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе «Царица Грамматики»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
«Царица Грамматики»
Подготовила учитель-логопед
МДОУ «Детский сад № 83
комбинированного вида»
Решетова Г. А.
Цели:
Коррекционно-развивающие:
• развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных ориентировок на плоскости;
Публикация «Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе „Царица Грамматики“» размещена в разделах
• умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую моторику, тактильные ощущения;
• развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
• развивать зрительный гнозис;
• продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.
Образовательные (обучение грамоте) :
• упражнять в слоговом анализе и синтезе;
• совершенствовать навык слогового чтения;
• учить детей удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые предложения;
• закреплять умение составлять простые распространенные предложения по заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его, составлять его схему;
• закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
• упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов различного звукослогового состава и предложений из 2, 3, 4-х слов с использованием символов цифр;
• закреплять знания об известных элементарных правилах правописания большой буквы в начале предложения и в написании собственных имен, понятие о границах предложения и точке в конце предложения;
• развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика дисграфии);
• развивать навык чтения слогов, слов, предложений.
Воспитательные:
• воспитывать мотивацию к обучению;
• воспитывать самостоятельность;
• воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога;
• воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивать их речь.
•
Ход занятия
1. Организационный момент (рече-моторная разминка)
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
и скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
По имени друга называй
И удачи пожелай
Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов, удачного дня и т. д.
- Подойдите к своим местам, а прежде чем присядете, скажите чем вы будете заниматься:
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг, другу не мешать,
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Дети присаживаются
Зачитывается письмо
2. Сообщение темы занятия.
Прослушивание аудиозаписи.
«Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».
3. Закрепление изученного материала.
Логопед : Ну что ребята поможем царице Грамматики?
А)– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
А)- Первый конкурс «Эрудит»
Я задаю вопрос. Вы быстро и правильно на него отвечаете.
Что такое звук (Звуки мы говорим и слышим)
Что мы называем буквой (Буквы мы пишем и видим).
На какие две группы делятся звуки (Гласные и согласные)
Как можно отличить гласный звук от согласного (При произнесении гласных воздух, выходя изо рта, не встречает преград, а при произнесении согласных воздух, выходя изо рта, встречает преграды: язык, зубы, губы).
Какими бывают согласные звуки? (Звонкими, глухими, мягкими, твёрдыми)
Какие гласные смягчают впереди стоящий согласный звук? (и,е,ё,ю,я).
Всегда ли эти звуки смягчают (Нет, не всегда)
Какие звуки они не смягчают (ж, ш, ц всегда твёрдые согласные звуки).
Какие согласные всегда мягкие (ч,щ,й).
Назовите гласные звуки стоят после твёрдых согласных (а,у,о,ы,э)
Назовите буквы, которые не имеют звукового обозначения (ъ,ь)
Какая гласная не пишется в начале слова?
Б)По первым звукам картинок слово собери и вслух его прочти.
(Синица, домино, букет)
В) Выкладывание слов из разрезной азбуки, выполнение схем данных слов.
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
Сколько слогов в слове. Как вы догадались, что в этом слове столько слогов?
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Сколько звуков, букв? Охарактеризуйте их.
Г)- А какие правила вы знаете?
- Твёрдо знаем «жи,ши» пиши с буквой «и», «ча,ща» пиши с буквой «а», «чу,щу» пиши с буквой «у»
Зарядка
(На пространственную ориентировку в собственном теле.)
Логопед :
А сейчас все по порядку (встали руки на пояс)
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны согнули (выполняют движения, прослеживая за ними глазами)
Вверх подняли, помахали
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)
Пяточки задели
На носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)
Опустили руки вниз.
Логопед : Отдохнули, а теперь можно заниматься дальше.
Д) Игра “Слоговые капли”
(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить слова, чтение слов.)
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
Логопед : Дети, посмотрите сколько воды. Давайте возьмем по одной капельке, высушим это озеро. Но капли эти не простые, в каждой спрятаны слоги. Давайте соединим эти капельки вместе (слоги) так, чтобы получились слова.
Дети: Выполняют задание и составляют из слогов слова (ВАЗА, СОВА, ЛИСА).
А сейчас к полученным словам подберите:
- Слова- признаки.
- А сейчас какие слова нужно подобрать?
-Слова-действия.
Е) Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Ребята скажите:
-Из чего состоит предложения (Из слов, которые дружат между собой).Что ещё вы мне можете сказать про предложение. (Слова в предложении пишутся отдельно, первое слово пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка)А ещё какие вы знаете слова, которые пишутся с большой буквы (Имена, фамилии, клички животных, названия улиц, городов,рек, площадей и т. д.).
Дети составляют предложения и схемы к ним.
- Сколько слов в предложении? Есть в нём маленькие слова? Какие?
4. Итог
- Шире наш чудесный круг,
Я твой и ты мой друг.
Вправо, влево повернись
И друг другу улыбнись.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И всем, всем добро дарить.
- Мы говорим вам до свидания. И благодарим вас за внимание.