Курбатова Варвара
Итоговое родительское собрание в средней логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Для осуществления обучения определены следующие основные задачи:
• Развитие понимания речи.
• Развитие словарного запаса.
• Формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов.
• Развитие фонематического слуха.
• Развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.
• 1. Развитие понимания речи
• Содержание данного раздела основывается на положении о том, что сначала ребенок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает овладевать экспрессивной речью.
Публикация «Итоговое родительское собрание в средней логопедической группе» размещена в разделах
- Итоговые родительские собрания
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Темочки
• Поэтому начальным, "пусковым" периодом и является развитие у детей понимания речи. При определении содержания речевого общения с детьми следует исходить из положения о том, что наиболее ранней, а, следовательно, и наиболее доступной для детей является ситуационная речь.
• В этот период развития понимания речи в условиях наглядной ситуации используются для занятий многие режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к занятиям, уборка в кукольном уголке, дежурство по группе, приготовления к обеду, сну и т. д.
• Свидетельством полного и правильного понимания воспринятой речи является появление у ребенка ответной реакции. Она может быть выражена сначала мимикой, жестом или выполнением нужного действия. При этом полезно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и речью.
Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать:
• действия, близкие по ситуации (вяжет — шьет, спит — лежит, несет — везет, прыгает — бежит, шьет — вышивает и т. д.);
• действия и признаки, противоположные по значению (надень пальто — сними, налей — вылей, завяжи бант — развяжи, повесь полку — сними, открой дверь — закрой; большой — маленький, толстый — тонкий, широкий — узкий, высокий — низкий);
действия, выраженные личными и возвратными глаголами (купает — купается, моет — моется, одевает — одевается, катает — катается, причесывает — причесывается).
Для уточнения понимания грамматических форм детей учат дифференцировать:
• действия, выраженные глаголами единственного и множественного числа (плывет — плывут, пой — поют, пьет — пьют, идет — идут, спит — спят, ест — едят, висит — висят);
• действия, выраженные глаголами прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода.
Например:
Валя пел — Валя пела;
Валя мыл — Валя мыла;
Валя пил сок — Валя пила сок;
Валя ел суп — Валя ела суп;
• падежные формы ( например: где малыш надевает шубу; где малышу надевают шубу; где волк ловит зайца; где заяц ловит волка; где мама кормит дочку, где дочка кормит маму);
• притяжательные местоимения (дай маме карандаш, дай мамин карандаш);
• глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;
семантически близкие действия.
Наряду с уточнением значения слов очень важно направить внимание детей на изменение значения слова в зависимости от суффикса и окончания, что имеет большое значение для расширения объема понимания речи, а также для улучшения качественных показателей лексики.
В связи с этим на логопедических занятиях детям предлогается сопоставлять на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером (шар-ик, хвост-ик, рот-ик, шарф-ик, ковер — коврик, дом — домик, лапа — лапка, шуба — шубка, гора — горка, трава — травка, чашка — чашечка, ложка — ложечка, миска — мисочка).
Учитывая, что практическое овладение значением слова не может быть осуществлено вне связной речи, детям следует предлагать упражнения, в которых они дополняли бы предложения, называя в зависимости от смысла обычную или ласкательную форму слова:
Лене завязали большой красный бант, а Леночке — маленький красненький [бантик];
Мама надела меховую шубу, а Танюша — маленькую меховую [шубку].
Используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами в, па, под, из, около, действия, сходные по внешним признакам. Для этой цели в первую очередь следует подбирать те действия, которые легко демонстрируются: приходит — уходит; приносит — относит; наливает — выливает; открывает — закрывает и т. д.
При этом наглядно демонстрируется, как изменяется значение слова, обозначающее действие, в связи с изменением звучания его начальной части (т. е. приставки) (под-прыгни — с-прыгни — пере-прыгни — прыгает; под-шей юбку — за-шей дырку — вы-шей салфетку — при-шей пуговицу и т. д.).
Развитие фонематического слуха
Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых детей учат различать неречевые звуки и их направление:
• постукивание;
• похлопывание;
• шуршание бумаги;
• скрип двери;
• звуки бубна;
• звуки металлофона;
• звуки рояля;
• звуки гармошки и т. д.
Затем дети дифференцируют на слух:
• существительные, названия которых отличаются одним звуком.
мышка — миска;
Машка — маска;
дочка — точка;
бочка — почка;
киска — лиска;
крыша — крыса;
• существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре :
осел — козел;
ослик — козлик;
газон — вагон;
змея — земля;
воз — нос;
глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к "сюжетным" картинкам) :
кто катает — кто купает;
кто купает — кто покупает;
кого пасут — кого несут;
кто везет — кто несет и т. д.
Формирование словарного запаса
Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы: "Игрушки", "Продукты питания", "Одежда", "Дом", "Мебель", "Транспорт", "Овощи и фрукты" и т. д. Закрепляется умение детей называть:
• имена друзей, кукол, окружающих взрослых ( в первую очередь двусложные слова с ударением на первом слоге: Катя, Толя, Нина, Валя);
• односложные слова типа: кот, нос, мяч, стул, рот, дом, мак, лоб, таз, лапа, киса;
• двусложные слова с ударением на первом слоге (санки, шуба, муха, уха, каша, ноги, на втором (рука, лиса, коза, нога, шары, грибы, пила);
• трехсложные слова с ударением на втором слоге (собака, канава, панама, ворона, машина, лопата, на первом (кубики, яблоки, мячики, на последнем (голова, пароход, молоко, самолет, телефон).
• Усвоение первоначальных навыков словообразования предполагает различение на слух, а затем и самостоятельное употребление в речи хорошо знакомых ребенку слов с уменьшительным значением (с суффиксом -ик — домик, лобик; с суффиксом -к — ручка, ножка).
Формирование грамматического строя
Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени ( например: Вова, иди; Вова идет). Затем формируются навыки практического употребления в речи:
• категории числа существительных;
• категории глаголов;
• категории падежа.
Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормальном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный).
Формирование грамматического строя
Упражнения по развитию понимания грамматических категорий создают базу для употребления этих форм в самостоятельной речи. Прежде всего необходимо научить детей устанавливать связи между предметом и его действием. Поэтому сначала закрепляют навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени ( например: Вова, иди; Вова идет). Затем формируются навыки практического употребления в речи:
• категории числа существительных;
• категории глаголов;
• категории падежа.
Последовательность употребления падежных конструкций ориентирована на закономерности их усвоения при нормальном речевом развитии (винительный падеж, родительный, дательный, творительный, предложный).
Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов
Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, исходит из анализа результатов первичного обследования, сохранных и компенсаторных возможностей ребенка, а также учитывает закономерности развития фонетической стороны речи в онтогенезе.
Поскольку недостатки произношения данной категории детей связаны с задержавшимся по тем или иным причинам развитием фонематического слуха, основным условием для формирования правильного произношения звуков является развитие слухового восприятия фонем и подготовка артику-ляционных навыков.
Содержание фонетических занятий включает в себя:
1. Развитие фонематического слуха. Формирование восприятия звуков зависит от их артикуляционной сложности. Ведущим в процессе фонемообразования, как известно, является слуховое восприятие. Детей учат последовательно различать фонемы, близкие по звучанию.
2. Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей.
3. Постановка отсутствующих звуков.
4. Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости.
5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах.