Татьяна Пономаренко
Конспект итогового занятия по развитию речи «Путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников; закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
Задачи:
• Продолжать учить подбирать прилагательные к существительным;
• Закреплять умение делить слова на слоги;
• развитие речевого слуха, фонематического восприятия.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи „Путешествие“» размещена в разделах
• Закреплять знания о животных жарких стран, умение подбирать слова – признаки, упражнять в словообразование, образовании притяжательных прилагательных, согласовании сущ. с числительными.
• Учить подбирать слова – синонимы, антонимы, наиболее подходящие по смыслу.
• Закрепить умение детей читать стихи наизусть и пересказывать текст с наглядной опорой в виде схемы.
• Развивать воображение.
• Воспитывать любознательность;
• Сохранять и укреплять физическое здоровье детей через выполнение физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики. Развитие плавного длительного выдоха.
• Способствовать созданию благоприятного эмоционального климата: получению детьми удовлетворения от своей деятельности и новых впечатлений.
Ход: Ребята, у нас сегодня с вами будет интересное и занимательное путешествие, в котором я надеюсь, вы будете давать полные и правильные ответы на поставленные вопросы. А за правильный ответ я буду выдавать вам необычные зверо-деньги, на них после нашего путешествия вы сможете купить себе любую поделку в магазине «Оригами». Итак, приготовились. Скажите мне, какое сегодня число, месяц, время года и день недели.
Зимой мы с вами разучили стихотворения. Расскажите любое стихотворение, опираясь на модель, назвав его и автора написавшего это стихотворение.
Ребята, обратите внимание, что я вам принесла?
Дети: это карта.
Почему она такая разноцветная и что обозначают эти цвета?
А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? Назовите их.
А как называется наша страна? А столица нашей Родины? Как называется наш город? А наш детский сад? Назовите улицу, на которой находится наш детский сад.
Я знаю, что вы все любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и я сегодня предлагаю вам совершить путешествие, а куда, вы отгадайте.
Если холодно, ребятки,
Вот вам жаркие загадки.
Самый теплый материк
Живописен и велик.
Тут живет среди саванн
Много львов и обезьян.
А отправимся мы в Африку на корабле. Вот он нас уже ждёт. Но есть предметы, без которых нам не обойтись в походе, их название есть среди зашифрованных слов в ребусах. Вам надо расшифровать слова, назвать их и выбрать, что же из них мы возьмём с собой в дорогу.
А для чего нужен нам этот предмет? Ребята, мы же плывём на паруснике в чужие страны, значит нам нужен флаг. Найдите флаг нашей страны среди флагов других стран.
Карта, компас и бинокль
Наготове. Путь далё к:
За моря, за океаны,
В незнакомые нам страны.
Занимайте места, мы отправляемся в путь. (музыка)
Пальчиковая гимнастика «Мои умелые руки»
Мои руки - это волны
Ветер гонит их вперёд,
Мои руки- крылья чаек,
Небо их к себе зовёт.
Мои руки-рыбки в море,
Плавают туда-сюда,
Мои руки - это крабы,
Разбежались кто куда.
Ребята, посмотрите, перед нами море. Давайте поиграем «На что оно похоже?»
- море синее как что?
-море прозрачное как что?
- море солёное как что?
Но вот беда, сейчас на море штиль, нет ветра, и наш парусник стоит на месте. Давайте проведём дыхательную гимнастику.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Ребята, посмотрите, кто это плывёт нам навстречу?
Назовите слова со звуком «л» и «л,», которые вы видите на картинке.
Слон предупредил нас, что Африка уже близко. А пока мы расскажем чистоговорки:
Са-ша-са – поднимаем паруса,
Жо-зо-жо- на палубе свежо,
Жа-за-жа- вижу я морского ежа,
Зы-жи-зы- по волнам плывут медузы,
Шо- со-шо- плыть нам было хорошо,
Же-зе-же- вот приплыли мы уже.
Ребята, возьмите бинокли, посмотрите, кого мы там видим на берегу? Я вижу 1 льва, 2 львов,. 5 львов.
А вы, кого видите посчитайте и назовите.
Вот и Африка. Выходите на берег. (музыка)
Достаньте свои фотоаппараты и фотографируйте самое интересное. Посмотрите, куда мы с вами попали?
- Мы попали в пустыню.
А почему эта местность так называется?
Посмотрите в бинокль, кого вы видите?
Как идут верблюды? Как можно по-другому сказать?
А как верблюды могут существовать в пустыне? Чем они питаются? Для чего верблюдам горбы?
А почему верблюды не проваливаются в песок?
Кто помнит, какие существуют виды верблюдов?
-Давайте и мы с вами сядем на верблюдов и поедем через пустыню (музыка).
Посмотрите, что это перед нами?
А что такое джунгли?
А почему в пустыне почти нет растительности, а в джунглях её изобилие?
Расскажите, кто живёт в джунглях и опишите их. (дети составляют рассказ опираясь на картинки).
Давайте поиграем в игру «Отгадай, кто у меня?», надо описать животное не называя его, а остальные, должны отгадать загаданное животное.
Следующая игра «Да или нет». Надо с помощью вопросов угадать какое животное расположено у вас на спине, а остальные дети должны отвечать слова «да» или «нет» на поставленный вопрос.
Ребята, но мы знаем, о том, как много разных историй происходит с животными. Давайте одни из них расскажем (повесть Паустовского «Как слон спас хозяина от тигра». И вы сами сочиняли разные сказки о животных и даже зарисовывали их. Вот послушайте, одну из таких историй. (рассказ ребёнка с опорой на картинку).
Пора нам с вами поиграть «Чудесные превращения» (физминутка)
Дилы-дилы,-дилы- появились крокодилы,
Моты-моты-моты- появились бегемоты,
Афы-афы-афы- жуют листики жирафы.
Ны-ны-ны- водой брызгают слоны.
Яны-яны-яны- по ветка скачут обезьяны.
Беда случилась по дороге, слова рассыпались на слоги!
За дело примемся, друзья,
И снова соберём слова.
д/и «Собери слова».
А вот мне кинула кокос обезьяна, она хочет с нами поиграть в игру «Какой, Какая, Какие».
- у жирафа длинная шея, значит он какой? (длинношеий)
- у крокодила острые зубы, он какой?
-у слона толстые ноги, он какой?
- у обезьяны длинный хвост, она какая?
- у бегемота толстая кожа, он какой?
-у верблюда один горб, он какой?
Ребята, а вы знаете, что очень часто людей сравнивают с животными. Назовите эти сравнения и объясните, что они означают.
Ребята, вы не забывайте фотографировать.
Посмотрите, здесь кто-то спрятался, а ну-ка, отгадайте: Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(попугай)
Попугай очень любит попугайничать и произносить разные скороговорки, а вы, какие знаете скороговорки, назовите их.
А ещё он любит стихи. Объясните, чем стихи отличаются от рассказа?
А ну-ка, я проверю, найдё т ли вы рифмы в этих стихотворениях:
На севере свищут вьюги,
А солнце печёт на юге,
Там птички песни поют,
Прекрасные гнёзда вьют.
Воду черпает слониха,
Хоботом из пруда лихо.
Пусть кругом жара и сушь
У неё прохладный душ.
Ребята, давайте свои фотоаппараты, я проявлю фотографии.
Посмотрите, что за звери?
Я глазам своим не верю:
Чьи рога? Чья голова?
Узнаю едва-едва.
Звери разные у нас, разберёмся мы сейчас.
Хвост у крокодила? Крокодилий хвост.
Туловище слона? Слоновье туловище…
Ребята, давайте поиграем в игру, скажи наоборот.
Черепаха ходит медленно, а гепард бегает быстро.
Большой слон, а мышка маленькая.
Подбелите вы сами противоположности.
Ребята, солнце катится к закату, и нам пора отправляться обратно в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? Скажите, где вы были и с кем встречались? Теперь, посчитайте, сколько у вас денег и определите, что вы можете купить в нашем магазине «Оригами». Пора идти в магазин за покупками.