Светлана Лачина
Итоговая НООД по ознакомлению с окружающим миром «Поможем птицам в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие:
Закреплять знания детей о транспорте, временах года, перелетных и зимующих птицах, диких и домашних животных и их детенышей, название деревьев, правил поведения в лесу.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику и целостное восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность.
Интеграция образовательных областей
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
Познавательное развитие
Физическое развитие
Методические приемы:
Словесный: вопросы, ответы детей;
наглядный: демонстрационный материал, картинки;
игровой: дидактические игры;
практический: самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: обогащать словарь детей, учить сравнивать, подбирать слова – синонимы, согласовывать существительные с прилагательными.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Иллюстрации с изображением весенних пейзажей; одежды и обуви; жилищ диких животных; мягкие игрушки: ворона, медведь, волк, лиса, белка, заяц; макет птичьего гнезда.
Раздаточный: карточки животных для игры «Мамы и детеныши» (мамы животных). Пластилин коричневого цвета, доски для лепки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети проходят в групповую комнату. Здороваются с гостями. Встают в полукруг возле воспитателя лицом к гостям.
Воспитатель: Ребята, у вас хорошее настроение? Какие у вас у всех солнечные улыбки! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, и поделимся своим хорошим настроением!
Рассматривание иллюстрации.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года сейчас наступило? Какие приметы весны вы знаете?
Дети: Весна. Снег растаял, солнце греет сильнее, на деревьях набухли почки, птицы поют, гнезда вьют, птенцов выводят, насекомые проснулись, животные в лесу проснулись : медведь вылез из берлоги, появились первые цветы.
Воспитатель: «Посмотрите в окно, какая сегодня погода?» ( ответы: солнечная, теплая, весенняя).
А какая еще бывает погода? Если бы сейчас шел дождь, то какая была бы погода?
Дети: Дождливая, пасмурная, грустная.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Посмотрите, кто-то стучится.
Вот ворона полетела. КАР, КАР.
Вот она на землю села. КАР, КАР.
Поклевала, поклевала. КАР, КАР.
Громко, громко закричала: "КАР, КАР".
Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за птица? Это Ворона Каркуша! А в клюве у нее письмо. Посмотрим, от кого оно. Разворачиваем свиток, читаем:
«Всем! Всем! Всем! Помогите!
Птицам в лесу срочно нужна помощь! Наступила весна, в лес вернулись птицы из теплых краев, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. Но случилось несчастье! Налетел сильный ветер-ураган, поломал ветки деревьев, разрушил птичьи гнезда. Помогите их наладить, и тогда птицы смогут вывести своих птенцов!»
Воспитатель: Ребята, нужно помочь птицам наладить их гнезда, чтобы они могли вывести птенцов.
Отправимся в лес?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для начала нам нужно одеться.
Надевайте свои шубы, теплые шапки. Да варежки с рукавицами не забудьте. Что такое? Вы не согласны? Почему? (Ответы детей.)
Да, вы правы, уже давно пришла весна, стало тепло и нам не нужна теплая зимняя одежда. А какую одежду наденем для весенней прогулки? (Ответы детей). Как называется такая одежда, которую мы носим весной? (Ответы детей.) Весенняя одежда.
А какую обувь наденем сегодня? (Ответы детей.)
Дидактическая игра «Одеваемся на прогулку»
Цель игры: формировать умение одеваться в определённом порядке, правильно называть предметы одежды.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, а дети называют, что они видят, решают, будут они это надевать или нет. Затем изображают одевание. надевают шапку, куртку, сапожки, перчатки.
Воспитатель: Ну что, все оделись и готовы? Тогда в путь!
Воспитатель: А на чем мы сможем добраться до леса?
Дети перечисляют виды транспорта.
Воспитатель: А я вам предлагаю собрать картинку – пазл, если вы правильно соберете все части картинки, то вы узнаете на чем мы с вами отправимся в лес.
Дети собирают из предложенных частей (автобус).
Воспитатель: Нам нужно завести автобус, скрещиваем пальцы рук в замочек и произносим протяжный звук «ж». И не забываем вращать большими пальцами рук.
Воспитатель: Но этот лес находится очень далеко, а нам нужно попасть туда как можно раньше. Чтобы добраться до леса, придется применить волшебство. Нужно закрыть глаза, три раза повернуться вокруг себя и произнести слова:
РАЗ-ДВА-ТРИ, в Волшебный лес нас ветер унеси!
Говорим все хором.
(Музыка- звуки леса, пение птиц.)
Воспитатель: Вот ребята, открываем глаза, мы и очутились в лесу. Ребята, давайте поздороваемся с лесом, чтобы он нас впустил.
Лес
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети: Громко не разговаривать, не кричать, не шуметь, так как можно напугать лесных жителей и их детенышей. Нельзя ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнезда.
Воспитатель: Как красиво в лесу! Посмотрите, как красиво кругом! Ой, ребята, посмотрите, кто-то спрятался за пенечком! Медведь, волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель: Это наверное лесные жители. Они нас немного боятся, вот и спрятались. Давайте попробуем их отыскать. Для этого нам нужно отгадать загадки. Давайте сядем на стульчики, отдохнем и разгадаем загадки:
Кто живет в лесу глухом
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь.)
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
У него из всех зверей,
Хвост пушистей и длинней. (Лиса.)
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный. (Волк.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, звери такие грустные, печальные, несчастные. Наверное, у них что-то случилось. Давайте узнаем. (В-ль слушает, что ему на ухо «шепчет» зверек.) Оказывается, они потеряли своих деток и не могут найти дорогу домой.
Воспитатель: Ребята, а кто это там плачет? Да это детеныши лесных животных потерялись, отстали от своих родителей. Как же им помочь? Мы их должны правильно назвать. Я буду называть животное, а вы – называть детеныша. И они сразу найдут своих родителей.
( Воспитатель по-очереди достает спрятанных детенышей животных и спрашивает у детей: у волка- волчонок, у зайца — зайчонок, у лисы — лисенок, у медведя — медвежонок, у белки — бельчонок.)
Воспитатель: А теперь поможем лесным животным найти дорогу домой.
Дидактическая игра «Кто где живет»
Мы им подскажем, как называется их дом, и они сразу же найдут дорогу домой и не заблудятся.
- А где живут лесные животные?
Правильно. У каждого животного есть свой дом в лесу.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы знаете, кто где живет?
Медведь живет в … (берлоге).
Лиса живет в … (норе).
Белка живет в … (дупле).
Заяц живет … (под кустом).
Волк живет в (логове).
Воспитатель: Ребята, скажите, какие это животные домашние или дикие? Почему?
Дети: Дикие, т. к. они живут в лесу, сами себе добывают пищу и сами строят себе жилища.
Воспитатель: Ребята, а какие еще бывают животные? Дикие и…
Дети: Домашние.
Воспитатель: А каких домашних животных вы знаете?
Дети перечисляют: кошка, собака, корова, и т. д.
Воспитатель: А почему они так называются?
Дети: Потому что живут рядом с человеком, он о них заботится, кормит их и строит домики-жилища.
Воспитатель: А вы знаете, какую они пользу человеку приносят? Они дают молоко, мясо, шерсть, а кошка и собака лучшие друзья человека.
Воспитатель: Ребята, а давайте немного прогуляемся по лесу, поиграем с лесными и домашними животными.
Подвижная игра «Найди свой домик».
Цель: закреплять понятия «дикие-домашние» животные, формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; уметь классифицировать, развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.
Ход игры:
На детей надеваются полумаски диких и домашних животных. На полу лежат два обруча – «Лес –внутри деревце» и «Дом-внутри домик».
Детям объяснить: «Все животные вышли погулять, травку пощипать, когда звучит музыка, мы играем, веселимся: медведь ходит как медведь, зайка прыгает как зайка, и т. д. (Звучит музыка, дети бегают кругом, резвятся.) Как только музыка останавливается, я громко скажу: «Найди свой домик!»
И вы все должны встать внутрь обруча: Дикие-в лес, домашние-в дом. Так мы поможем животным найти дорогу домой.
Воспитатель: Ребята, что-то мы расшумелись в лесу, видите, на деревьях сидят птицы. А давайте вспомним названия деревьев и птиц.
Дети: (глядя на картинки, говорят полным ответом, на каком дереве сидит какая птица).
Воспитатель: Скажите, чем отличаются птицы от животных?
Дети: У них есть крылья, клюв, перья, они умеют летать.
Воспитатель: А вы не забыли, что мы пришли в лес, чтобы помочь птицам наладить, отремонтировать их гнезда, которые разрушил ветер-ураган!
Воспитатель: Посмотрите, какие грустные птички, они не поют. У них разрушены гнездышки. А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, палочек, соломинок. Они приносят их в клюве и вьют из них гнездо.
Находим «разрушенное» птичье гнездо, воспитатель берет его в руки, показывает детям и спрашивает:
Чем же мы можем помочь? Как наладить гнездо? Попробуем слепить палочки из пластилина и залатать дыру в гнездышке?
Лепка. «Гнездо для птиц».
Цель: закреплять умение отщипывать комочки от целого куска пластилина, раскатывать палочки прямыми движениями ладоней.
Воспитатель: Но для того чтобы приступить к работе, мы должны сделать зарядку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика
Десять птичек стайка.
Десять птичек – стайка. (Растопыриваем пальцы на обеих руках)
Пой-ка, подпевай-ка: (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальцы на правой руке начиная с большого)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,- серенькое перышко. (Поочередно загибаем пальцы на левой руке начиная с большого)
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей)
Птички, птички – по домам! (Машем руками, как крылышками, соединяем руки над головой- крыша)
Цель: закреплять умение отщипывать комочки от целого куска пластилина, раскатывать палочки прямыми движениями ладоней.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы помогли птицам наладить гнездо, теперь они снова начнут петь, и из яиц вылупятся птенчики!
Итог
Воспитатель: Мы все помогли лесным животным и птицам, мы большие молодцы! Мы помогли диким животным найти своих детенышей и найти дорогу домой, помогли птицам привести в порядок их гнезда после урагана. Когда мы все делаем вместе, дружно, нам любое дело по плечу. Пусть светит солнышко, цветут цветы, радуются люди, звери и птицы.
А вам понравилось наше путешествие по волшебному лесу?
Лесные жители прислали нам гостинцы, угощайтесь на здоровье!
А теперь нам нужно отправляться обратно в детский сад. Кто помнит, как мы сюда попали? Нужно произнести волшебные слова, закрыть глазки и повернуться три раза вокруг себя. Говорим:
РАЗ, ДВА, ТРИ, в Детский сад нас ветер унеси!
Прощаемся с гостями: «До свидания.
Список используемой литературы:
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающем и социальной действительностью. - М. :ЦГЛ,2004.
Дзюба П. П. Практическая копилка воспитателя детского сада. - Ростов н/Д. : Феникс,2007.
Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. - Ь. : Мозаика – Синтез,2008.
Обухова Л. А, Горькова Л. Г. Сценарии занятий по компклесному развитию дошкольников. – М. : ВАКО,2009.
Фалькевич Т. А, Барылкина Л. П. Сценарии занятий по культурно- нравственному воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО,2008.