Получи документы

Итоговая аттестационная работа по дополнительной квалификации «Педагогика и методика дошкольного образования». Часть 1

Елена Козлова
Итоговая аттестационная работа по дополнительной квалификации «Педагогика и методика дошкольного образования». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста»

Цель исследования:

- изучение возрастных особенностей в развитии ребенка младенческого и раннего возраста

Объектом изучения являются младенческий и ранний возраст как период развития человека.

Предметом - особенности развития детей младенческого и раннего возраста.

Задачи исследования:

- Изучить особенности развития детей младенческого и раннего возраста;

- Разработать рекомендации по воспитательному процессу для детей исследуемой возрастной группы.

Публикация «Итоговая аттестационная работа по дополнительной квалификации „Педагогика и методика дошкольного образования“, Часть 1» размещена в разделах

1.1. Возрастная психология как наука

Возрастная психология, или психология развития, изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, качественно изменяющихся во времени.

Таким образом, объектом возрастной психологии (ВП) являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека и механизмах развития психики на протяжении онтогенеза.

Возраст, или возрастной период, - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии – закономерности, механизмы развития психики на протяжении онтогенеза. Онтогенез – развитие психического на протяжении индивидуальной жизни человека от момента слияния 2 половых клеток и до смерти. Возрастная психология делится в свою очередь на более частные отрасли :

• Перинатальная психология;

• Детская психология (раннее детство, дошкольный возраст);

• Психология младшего школьника;

• Психология подростка;

• Психология юности (ранней юности, поздней юности);

• Психология зрелого возраста (раннего зрелого возраста, позднего

• зрелого возраста);

• Психология старости (поздней зрелости)

Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Для возрастной психологии весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида.

Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту.

Задачи возрастной психологии:

1) Научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций.

2) Определение эталонов зрелости индивида, личности.

3) Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни.

К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.

Кроме того, как и любая другая наука, психология развития выполняет функции описания, объяснения, прогноза и коррекции. Описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте. К сожалению, очень многое в психологии развития находится именно на уровне описания.

Объяснение развития предполагает выявление причин, факторов и условий, повлекших за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит механизм причинно следственной связи. Объяснение отвечает на вопрос почему это произошло, раскрывая причины уже имеющегося следствия, и определяет факторы, его (следствие) вызвавшие.

Прогноз отвечает на вопрос «к чему это приведет?», указывая на следствия, вытекающие из данной причины. Прогноз развития всегда имеет гипотетический характер.

Коррекция развития есть управление им через изменение возможных причин. И поскольку развитие есть ветвящийся процесс, имеющий узлы качественных и линии количественных изменений, постольку возможности коррекции теоретически не ограничены.

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возрастной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся: онтологический, хронологический, структурно-динамический и каузальный. С онтологической позиции объект возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека.

Хронологический аспект характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека. Хронологический подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры. Возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и направленность.

При структурно-динамическом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляются преемственность и качественные преобразования в развитии психики.

Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие движущих сил и условий индивидуальной эволюции человека.

1. Возрастная психология делает акцент на возрастных особенностях психики.

2. Психология развития (изучает сам процесс психического развития).

Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различными. Среди них:

- количественные - увеличиваются словарный запас, объем памяти;

- эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно;

- качественные - усложняются грамматические конструкты в речи (от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию);

- революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии, появляются на рубеже периодов;

- ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении.

Понятие возраста определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст, или возрастной период, - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Психологический возраст (Л. С. Bыгoтcкий) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

В общей психологии исследуются психические функции восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.

В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и так далее, а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний.

Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология - с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя.

Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

1.2. Динамика психического развития ребенка

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них:

• дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента;

• появление новых сторон, новых элементов в самом развитии;

• перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие «развитие» включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие.

Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования.

Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.

Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию. (Шмидт Г. -Д., 1978. С. 115).

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л. С. Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года

бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.

В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.

В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

• Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.

• Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.

• Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в

отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - социальная ситуация развития.

Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.

Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

1.3. Характеристика основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 3 лет

Сензитивный период [лат. snsus - чувство, ощущение] - период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний.

Сензитивный период определяет границы оптимальных сроков развития психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяет оптимальные сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность сензитивных периодов. Наиболее хорошо известны такие сензитивные периоды, как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного до трех-пяти лет, период сензитивности к формированию социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом сензитивных периодов являются критичные сензитивные периоды - кратковременные периоды оптимальной готовности организма к усвоению специфических реакций в ответ на «ключевые раздражители», примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных сензитивным периодам, наблюдаются задержка и отставание в развитии соответствующей функции.

В отечественной психологии проблема сензитивного периода рассматривается в контексте концепции периодизации психического развития ребенка Д. Б. Эльконина, в основу которой положен принцип периодичности развития мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность личности к различного рода содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию, определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей.

Применительно к понятию «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский, сенизитивные периоды определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок-взрослый» на данной возрастной стадии. Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей. Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Публикации по теме:

Аттестационная работа «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии» 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Ковалева Елена Евгеньевна. Я работаю воспитателем МБДОУ д\с № 20 «Сказка». Имею высшее.

Аттестационная работа по мелкой моторике рук «Пальчиковые игры» 1 Введение «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Многих педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить.

Итоговая аттестационная работа «Цветные ниточки» ВВЕДЕНИЕ Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Итоговая контрольная работа по истории средних веков. 6 класс Итоговая контрольная работа за курс истории средних веков 6 класс 2 ВАРИАНТ ФИ….…класс… 1. Объединение ремесленников в.

Итоговая работа на «Профессиональные компетенции» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Профессиональные компетентности. 1.1. Составляющие профессиональной компетентности 1.2 Профессиональная.

Коллективная итоговая работа «Осеннее дерево»Коллективная итоговая работа «Осеннее дерево» Осень,осень. особенно прекрасна пока деревья и кустарники не сбросили листву. Решили мы с детьми запечатлеть это время года в совместной.

Коллективная итоговая работа к Дню матери «Цветок для мамы»Коллективная итоговая работа к Дню матери «Цветок для мамы» Ко Дню матери,который отмечается 26 ноября, я с ребятами моей группы решила сделать коллективную работу. Ребята охотно откликнулись на.

Методика экологического образования детей младшего возраста с использованием народных традиций Исследую методику экологического образования, мы выделили следующие педагогические условия. 1. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный.

Работа по дополнительной программе «Непреходящие ценности малой Родины»Работа по дополнительной программе «Непреходящие ценности малой Родины» С чего начинается Родина. Спорный вопрос «С чего начинается Родина?». Я считаю, что с родного края. Поэтому в этом году я стала работать.

Выпускная квалификационная работа по дополнительной профессиональной программе «Педагогика и методика дошкольного образования» СОДЕРЖАНИЕ Введение. Глава I. Направление деятельности, в условиях модернизации в системе образования: 1.1. Целевые ориентиры; 1.2. Педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Итоговая аттестационная работа по дополнительной квалификации «Педагогика и методика дошкольного образования». Часть 1
Опубликовано: 4 июня 2018 в 21:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Итоговая аттестационная работа по дополнительной квалификации «Педагогика и методика дошкольного образования». Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Елена Козлова (УИ 1203915) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД