МААМ-картинки

Аттестационная работа по мелкой моторике рук «Пальчиковые игры»

Елена Величко
Аттестационная работа по мелкой моторике рук «Пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы

1

Введение

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский

Многих педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Публикация «Аттестационная работа по мелкой моторике рук „Пальчиковые игры“» размещена в разделах

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,

рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами,

психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и

дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это

значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками,

2

тем он умнее и изобретательнее. Поэтому уровень развития мелкой моторики

– один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются

«пальчиковые игры». Игры эти можно проводить как в детском саду, так и

дома, Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой

деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность

окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления

природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение

управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности.

Для детей очень важны игры, тренирующие мелкую моторику

движения пальцев и кистей рук. Именно «пальчиковая» гимнастика

стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную

выразительность. «Пальчиковые» игры играют большую роль в в развитии

речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

3

2. Основные аспекты пальчиковых игр

2.1. Теоретические основы пальчиковых игр

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие

речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих

рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить

произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся

кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре

головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль

в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому

словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают

достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для

последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию

ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между

полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом

полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а

в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а

происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым

полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут

нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание,

выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо

разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую

работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены

издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и

металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память,

4

деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют

эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и

ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко

используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями

шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки»,

«Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают

старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном

универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и

смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют

на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в

школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой

моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы

подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы

параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр

небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные

произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на

пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков –

сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря

пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные

впечатления, у него развивается внимательность и способность

сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между

взрослым и ребёнком.

5

2.2. В каком возрасте надо начинать заниматься с детьми

пальчиковыми играми?

Занятия по разминанию пальцев рук можно начинать с детьми в

возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер

легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и

пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки

ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную

поддержку.

С десятимесячного возраста проводят активные упражнения для

пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной

амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики

различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого

упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно

заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.

Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые

народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый

счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений

пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать

пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте

крупную мозаику.

С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных

пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо

этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку,

выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три

пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен

уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки.

6

Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за

контур.

С шести лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в

прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с

показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть

карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки

точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно

познакомить ребенка с бисероплетением. Каждый пальчик ребенка к школе

должен быть «самостоятельным» и ловким.

У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для

пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8

упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев,

кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него

включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже

разученных ранее упражнений.

Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие

коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет

формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой

моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу

несколько задач:

- стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

- помощь детям с задержкой в развитии речи;

- подготовка руки к письму у старших дошкольников;

- тренировка внимания, пространственного мышления;

- воспитание эмоциональной выразительности.

7

2.3. Как правильно подобрать игры?

Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение,

конструкторы, мозаика, лепка и т. д.) использует в основном движения

сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же

в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой,

указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и

соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в

быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными.

Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения

максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и

занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2. использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх

двигательных составляющих (лучше второй и третьей, однако движения

пальцев в любом случае должны быть изолированными.

На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры :

1. на расслабление;

2. в которых активную роль играют безымянные пальцы и

мизинцы;

3. на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно,

другой руки – другое).

Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами

даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений;

помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое

распространение).

Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил…

• Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём…

8

• Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…

• Утро настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей.

• Засиделись в избушке братцы. Захотел меньшой прогуляться…

«Мама, мама!» - «Что, что, что?» - «Гости едут!» - «Ну и что?.»

Стала Маша гостей созывать: «И Иван приди, и Степан приди»

• У бабы Фроси пять внучат. Все каши просят, все криком кричат…

«Тук-тук!» - «Кто там?» - «Два солдата пришли переночевать.»

• У Маланьи у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей…

• Прижми большак. Правые руки двоих играющих сцепляются. Большой

палец каждого старается прижать сверху тот же палец соперника.

• Камень, ножницы, бумага. Два игрока одновременно выбрасывают

вперёд руки, сложенные в одной из трё х позиций: кулак – камень, ладонь

– бумага, разведённый указательный и средний – ножницы. Камень

сильнее ножниц, бумага сильнее камня, ножницы сильнее бумаги.

• Колечки. Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое

кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы

обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с

большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо,

а на левой руке – большое.

2.4. Как правильно играть в пальчиковые игры?

Необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций

к проведению пальчиковых игр.

1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при

этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это

не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению

упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими

поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз,

сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

9

4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно

демонстрировать собственную увлечённость игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по

возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки,

точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми

легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили

радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном,

чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается

помощь.

9. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько

минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают

произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз).

Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком,

соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их

новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и

возвращаемся к ним по желанию детей.

12. Очень чё тко придерживаемся следующего правила: не ставить

перед детьми несколько сложных задач сразу ( к примеру: показывать

движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен,

и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Планирование работы с детьми разного возраста:

Возраст Содержание Методические указания

2 года Дети знакомятся с

ладонью, выполняют

простые движения

(похлопывание,

Потешку или стихотворение

читают до игры 3-4 раза,

рассматривают иллюстрацию,

сопровождая её вопросами: «Как

10

постукивание, прятанье

рук за спину, с помощью

взрослого показывают

фигурку животного одной

рукой

зайка шевелит ушами?», «Как

курочка открывает рот?». При

необходимости ребёнку помогают

выполнить движение

2-3 года Энергичные движения

кистями рук (месим тесто,

забиваем гвоздик).

Знакомим с пальчиками :

составление простых фигур

из пальцев и ладоней

(колечко, ковшик);

простые фигуры из

пальчиков оной руки

(зайчик, коза);

согласованные действия

двумя руками (домик,

ворота)

С ребёнком рассматривается

фигурка животного или его

иллюстрация, отмечаются его

характерные особенности.

Взрослый даёт образец положения

пальцев. При необходимости

помогает ребёнку, побуждает к

звукоподражанию

3-4 года Дети выполняют фигуру

животного сначала одной

рукой, а затем другой,

потом двумя руками

вместе.

Затем разучивается вторая

фигура по этому же

принципу.

Далее дети выполняют

одной рукой первую

фигуру, другой – вторую,

положение рук меняется.

Дети учатся сгибать и

разгибать пальцы

поочерёдно правой и левой

рукой

С детьми разучивается

стихотворение, потешка или

считалка. Детям предлагают

вспомнить, как они показывали

животное пальчиками, руками.

Затем делается акцент на основное

действие героя. При выполнении

движения дети должны сохранять

пальцы в нужном положении

4-5 лет Дети выполняют разные

фигуры и движения правой

и левой рукой.

Дети сжимают и

разжимают пальцы обеих

рук вместе и поочерёдно.

Дети составляют фигуру из

обеих рук, совмещая

пальцы

При выполнении фигуры

обращается внимание на

правильное положение пальцев,

кисти рук

11

5-7 лет Обращать внимание на качество

составления фигуры,

координированность движений

отдельных пальцев и всей кисти,

умение удержать предмет

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей

интеллектуальной готовности в школьному обучению. Ребенок, имеющий

высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у

него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

12

Заключение

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека

существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и

речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и

органов речи способствует формированию правильного произношения,

помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит

соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей

заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что

многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят,

потому что больше смотрят и слушают, редко делают что-то своими руками,

потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с

использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,

пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и

непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту

реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают

первоначальные математические представления и экологические знания,

обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное

эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой

моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени,

обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или

щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу

13

необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития

впечатлений.

Список литературы

1. Агаян, Г. Г. Мы топали, мы топали [Текст] : учеб, пособие для

родителей и воспитателей / Г. Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] :

практич. пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004 – 236 с.

3. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые

игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т. В. Александрова //

Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)

4. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М. :

Росмэн, 1999. – 160 с., ил.

5. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая

гимнастика [Текст] : Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В.

Коноваленко. – М. : ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.

6. Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина //

Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –(С. 56-58.)

7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии

детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное

воспитание. – 2005. - №1. –(С. 60-64.)

8. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для

пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. –

(С. 34-36.)

9. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. –

М. : 2004.-20с.

10. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/

В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

14

Конспект занятия

Тема «Разминка для пальчиков»

(для младшей группы)

Цель: расширяем кругозор и словарный запас детей, продолжаем

развивать мелкую моторику руки, умение чётко следовать тексту.

Ход работы

Педагог: Ой, что-то пальчики наши задремали. Давайте растормошим,

разбудим каждый пальчик. (Повторяя стихи, массируем снизу вверх каждый

пальчик и, дойдя до кончика пальца, слегка его прищипываем).

Здравствуй, пальчик,

Здравствуй, мальчик!

С добрым утром,

С ясным днём!

После зарядки умоемся, приведём себя в порядок. (Крутим

попеременно правой и левой кистью, как бы раскручивая краны). Открываем

воду.

Ай лады, лады, лады, хлопаем в ладоши

Не боимся мы воды, мотаем головой

Чисто умываемся, имитируем умывание

И маме (папе, бабе) улыбаемся. Смотрим в глазки.

Молодцы ребята, хорошо мы с вами поработали. А в награду я хочу

вам рассказать одну историю. Только мне понадобится ваша помощь. Вы

должны повторять за мной все движения. А история называется…

Кошка и горшок с молоком.

В кухне под столом Складываем большой и

Стоит крышка с молоком. все остальные пальцы левой

руки в кружок.

К крынке кошка подошла, «Идём» указательным и средним

пальцами правой руки.

Сверху сливки попила Указательным пальцем делаем

«лакающие» движения в кружке,

изображающем горшок.

Глубже сунулась в горшок: Засовываем палец глубже в

- Молочка напьюсь я впрок! кружок-горшок.

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой, Крутим головой.

Налакалась молочка - Пытаемся вытянуть палец из кружка.

Не уйти ей из горшка!

С головы горшок не слез.

С ним и убежала в лес! Топоча пальцами обеих рук по столу,

показываем, как кошка убежала.

Публикации по теме:

Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук “Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторики рук» Цель: - формировать у детей младшего возраста интерес.

«Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» Цель – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Формирование.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей» Занятие по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «Пальчиковые игры с домовёнком Кузей» Цель: Проработать с детьми различные.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры и гимнастика для рук» Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители,.

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников».

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей младшего возраста Цели и задачи использования пальчиковых игр с нестандартным оборудованием Основной целью представленных игр является развитие координаций.

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент.

Пальчиковые игры, как средство развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста «Детский сад Тополёк» п. Демьянка – филиал МАУ ДО «Детский сад Солнышко» п. Туртас Уватского муниципального района КОНКУРС «Методическая.

Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников Слайд 1 Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников. Игра - один из тех видов детской деятельности,.

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Пальчиковые игры ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аттестационная работа по мелкой моторике рук «Пальчиковые игры»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 20:42
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аттестационная работа по мелкой моторике рук «Пальчиковые игры»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Величко (УИ 1002680) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД