Казакова Валентина
Итог по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Казакока В. З., Григоренко С. В.
Цель:
Повышение значимости роли семейного воспитания через приобщение дошкольников и их родителей к народной культуре.
Задачи:
Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями родных и близких.
- Воспитание взаимоуважения и взаимоответственности всех членов семьи.
Публикация «Итог по самообразованию за 2016–2017 уч, г, „Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Русские народные традиции и обычаи
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Укрепление семейных отношений посредством участия взрослых и детей в календарно-обрядовых праздниках, кружковой работе.
- Стабилизация партнёрских отношений между родителями и педагогами ДОУ.
- Создание совместных творческих работ взрослых и детей. (выставки, изготовление игрушек, поделок, предметов быта, костюмов)
Всегда останется актуальной проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
В нашей работе с детьми дошкольного возраста мы убедились, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Ведь это кладезь старины. Потешки, сказки, игры, прибаутки, колыбельные - в них заложена сама жизнь, они поучительны своей непосредственностью. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. Произведения устного народного творчества веками отбирались и отшлифовывались. В старшем возрасте происходит ознакомление детей с пословицами и поговорками, частушками которые называют жемчужиной народного творчества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Исходя, из актуальности этого направления мы взяли тему по самообразованию и кружковой работе с родителями «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа».
Проработав, над этой темой 2015-2017 учебный год мы выяснили, что в дошкольном возрасте народные традиции по прежнему остаются основной содержательной формой приобщения детей и родителей к окружающему миру.
На протяжении этого года пополнили библиотеку о районе и их достопримечательностях.
Провели анкетирование, мы выяснили: родители могут рассказывать детям, как жили наши предки. А вот народные игры родителям малоизвестны, в основном жмурки и прятки.
Знакомили детей и родителей с обрядами, обычаями, праздниками творчества жителей Крапивинского района; с
государственными праздниками, создавалась обстановка общей радости, хорошего настроения, формировались чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
А русская народная сказка? Ведь с ее помощью ребенок может разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дошкольники получают информацию о морали и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них заложены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине.
Знакомили детей с пословицами, поговорками, закличками, считалками, прибаутками, приметами, загадками,
-Чти отца и мать - не придётся тебе горевать.
-Без матери и солнце не греет и т. д.
Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт нашей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с родителями и детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, проводилась через активные формы взаимодействия детей и родителей.
Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление с особенностями традиционной русской культуры, были проведены народные праздники : «Русский новый год», «Приди коляда на кануне Рождества», Развлечение «Как Блин и Оладушка Солнце будили», совместная подготовка к «23 февраля» организованы такие формы работы, как консультации, размещение информации в родительском уголке, папки - передвижки.
Родители стали активными участниками педагогического процесса, были созданы условия для совместной творческой деятельности, что способствовало единению педагогов, родителей и детей.
Проводились экскурсии в библиотеку, музей, знакомство детей с жизнью и творчеством Крапивинского художника Вучичевича – Сибирского.
Провели итоговое открытое занятие «Русские посиделки»
Мы считаем, что поставленные задачи решены, перспективами деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре. Нам удалось определить наиболее важные направления в работе по приобщению детей к традиционной народной культуре.
Мы считаем, что с поставленной задачей справились. Связь между семьёй и детским садом укреплена.
Процесс формирования личности будет плодотворнее и результативнее, если семья, ДОУ и другие социальные институты объединят свои усилия по приобщению дошкольников к национальной культуре. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.