Наталья Карманова
«История возникновения шахмат». Конспект занятия в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе на тему
«Что за игра – шахматы? Сказка про великого царя и про появление шахмат.»
Цели и задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к шахматам.
2. Воспитывать у детей целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Развивать связную речь.
5. Расширять кругозор, учить ориентироваться на плоскости.
6. Упражнять в составлении рассказов по моделям связно, образно.
Публикация «„История возникновения шахмат“, Конспект занятия в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
7. Развивать образное, логическое и ассоциативное мышление.
8. Развивать внимание, память.
9. Формировать познавательную активность детей.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: мудрецы, чародеи, шахматная доска, шахматные фигуры,партнеры.
Материал:
1. Компьютер.
2. Компьютерное сопровождение совместной деятельности.
3. Шахматы.
4. Музыка В. Зубкова. А. Горохова «Шахматная королева»
Предварительная работа:
1. Разработка проекта на тему: «Шахматное королевство»
2. Рассматривание и чтение книг о шахматах :
«Шахматы для самых маленьких», «Приключения в шахматной стране»
И. Г. Сухин;
«Приключение пешки» Е. Ильин;
«Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске»
В. Гришин, Е. Ильин.
3. Беседа с детьми об истории шахмат в России.
4. Просмотр DVD из серии Советы тетушки совы «Шахматы».
5. Зарисовки, обводки по данной теме.
6. Аппликация «Шахматная доска», рисование на тему: «Шахматное королевство»
7. Разучивание и чтение стихов, отгадывание и составление загадок про шахматные фигуры.
8. Обучение правилам игры в шахматы.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Звучит сказочная музыка. Дети рассаживаются по местам.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в сказку.
Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?
Рассматривание картинок из сказки.
1. Что вы видите на картинке? (обсуждение картинок из сказки)
Физкультминутка.
(под музыку «Шахматные кони)
Вся в квадратах – белых, черных,
Деревянная доска.
А ряды фигур точеных – деревянные войска.
Люди их передвигают, коротают вечера.
Люди в шахматы играют, гениальная игра!
Ну вот ребята мы с вами немного отдохнули а теперь пора отправляться в сказку. Вы готовы?
СКАЗКА ПРО ШАХА И ПРО ШАХМАТЫ
Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тридцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное - непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить. Ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, всё разрушить на пути. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно прийти домой, и посмотреть мультики или поиграть на компьютере. Раньше не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты! Посидел падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось. Опечалились мудрецы пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовет их грозный владыко к себе. «Ну что, придумали?» спрашивает. Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» закричал. Хорошо ещё, что казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные. Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были прогнаны, лишь один самый известный из них остался. «Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь. Достаёт самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!» «Не всё то золото, что блестит!» - мудрец отвечает. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя. Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, чёрное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?» Мудрец молвил: «Давай, повели-тель, попробуем!» - объяснил царю правила игры и они начали сражение. И вскоре индийский правитель увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. Мудреца велел шах по- царски наградить. Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб. С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.
В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ИГРАЕТЕ? Дети называют различные игры, которые знают. Например, шашки, домино, уголки и т. п. Ваша задача лишь немного помогать. А в какие игры играют дяди? Футбол, хоккей, воллейбол. А во что можно поиграть на улице? Прятки, пятнашки, Али-Баба. Хороший результат, если дети вспомнят 20 различных игр. Побеждает тот, кто знает больше игр или ответит последним.
Дети, а посмотрите, что это лежит у нас на столе?
Ответы детей: шахматы.
Правильно, шахматы. А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: «Сколько человек может играть в шахматы»?
Ответы детей: два человека, два партнера.
Я предлагаю вам выбрать себе партнера по игре в шахматы. А для этого у нас есть шахматная считалка!
Раз, два, три, четыре!
Будем жить в ладу и мире!
Будем весело играть:
В шашки, шахматы, лото –
Не поссорит нас не кто!
Дети рассаживаются за столы и расставляют фигуры на шахматной доске. После того как дети справились с заданием, преподаватель проверяет правильную расстановку фигур.